Общественный экологический Совет Башкортостана предлагает

В середине января текущего года Общественный экологический совет Республики Башкортостана, озабоченный продолжающимся ухудшением окружающей среды на территории края, предложил ряд мер, которые, по мнению общественников, непременно изменят экологическую ситуацию.


На мой взгляд, чего-то революционного и неизвестного в этих мерах нет, однако путём анализа экологической ситуации в некоторых других регионах выясняется, что предлагаемый опыт башкирцев во многом может быть полезным не только общественным организациям, но и властным, коммерческим структурам. Поэтому предлагаю читателям ознакомиться с принятым на собрании Совета Решением.

В начале документа говорится о состоянии окружающей среды на территории Республики Башкортостан, которое продолжает ухудшаться, а именно:

- сокращаются лесные площади, особенно площадь хвойных лесов, пригородных и городских лесов и парков;

- продолжается процесс обеднения флоры и фауны;

- имеет место водная и ветровая эрозия почв, снижение мощности гумусного слоя, химическое и бактериологическое загрязнение земель;

- сохраняется высокий уровень загрязнения поверхностных вод при положительной динамике содержания вредных веществ в донном иле;

- интенсивно загрязняются подземные горизонты питьевых вод при росте удельного водопотребления на единицу продукции и невыполнению мероприятий по экономии водных ресурсов;

- динамика роста образования отходов кратно превышает объемы их переработки или обезвреживания;

- сохраняется высокий уровень загрязненности атмосферного воздуха в промышленных центрах;

- не исполняются принятые ранее Правительством СССР и РСФСР меры по улучшению экологической обстановки в связи с деятельностью заводов в Уфе, Благовещенске, Стерлитамаке и Салавате;

- снижается уровень комфортности и благоустройства в селитебной зоне за счет уплотнённой застройки, неорганизованных стоянок автомашин;

- нарушается конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на участие в управление делами государства при размещении предприятий, при принятии градостроительных решений, при застройке зелёных зон городов, при расширении автодорог в городах;

- неадекватны и малоэффективны меры по снижению уровня шума, вибраций, электромагнитного, радиационного и теплового загрязнения, влияния геопатогенных зон и недостаточной инсоляции.

Подчёркивается, что всё вышеперечисленное приводит к прогрессирующему росту заболеваемости по эколого-зависимой патологии и росту преждевременной смертности населения.

Год охраны окружающей среды в Республике Башкортостан не привёл даже к стабилизации состояния окружающей среды.

Далее в документе констатируется, что:

- Поручения Президента РБ по итогам заседания Межведомственного совета безопасности от 7 декабря 2011 года по вопросам ООС большей частью не выполнены в установленные сроки.

- Решения 2-го съезда экологических предпринимателей РБ от 23 апреля 2013 года в основном не выполнены и даже не рассмотрены Правительством РБ.

Возникает вопрос, а каковы же причины столь плохой ситуации?

Ответ приводится в решении Совета:

- отсутствие экологической политики в республике и реального комплексного управления качеством окружающей среды и рациональным природопользованием;

- отсутствие концепции государственного обеспечения экологической безопасности населения и рационального природопользования;

- отсутствие долгосрочного республиканского плана действий по охране окружающей среды с конкретными сроками, ответственными лицами и соответствующим финансированием;

- игнорирование государственными органами и ОМСУ конструктивных предложений общественности по стабилизации экологической ситуации в РБ;

- недостаточная эффективность государственного экологического контроля, отсутствие координации государственного, общественного и производственного экологического контроля;

- отсутствие необходимых бюджетных и внебюджетных средств (в республике в бюджет собирается около 20% платы за негативное воздействие на окружающую среду и отсутствует контроль их целевого использования);

- отсутствие механизма экономического стимулирования природоохранной деятельности и поддержки инноваций, закрытость или формальность тендеров и конкурсов на выполнение таких работ и услуг;

- ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране (включая использование бюджетных средств);

- недостаточная активность населения, отсутствие моральных и материальных стимулов общественной экологической деятельности, искусственное отстранение населения от участия в принятии экологически значимых решений;

- недостаточность экологического воспитания и просвещения граждан;

- ведомственные барьеры, ограничение информации, коррупция и безответственность, безнаказанность в сфере государственного и муниципального управления окружающей средой;

- слабость, противоречивость и декларативность действующего законодательства, низкая правовая грамотность сотрудников госорганов и органов МСУ, граждан и общественных организаций;

- отсутствие политической воли и должного внимания органов власти и органов МСУ к решению экологических проблем и т.д.

Под «и т.д.» следует понимать, что далеко не все причины перечислены, ибо это может занять слишком много места и надоест читать.

Но что же предлагает Совет?

Оказывается, не так уж много мер, но они весомые!

С целью реализации первоочередных мер в Республике Башкортостан необходимы:

- разработка и утверждение Правительством РБ Плана действий по охране окружающей среды на период до 2020 года.

- включение в План действий по охране окружающей среды на период до 2020 года мероприятий по реализации решений Правительства СССР о расселении пос. Первомайский в г. Стерлитамаке.

- создание и обеспечение эффективной деятельности Межведомственной комиссии по природопользованию и экологической безопасности при Президенте РБ с участием подразделений соответствующих федеральных органов и общественных организаций;

- оценка эффективности деятельности Министерства природопользования и экологии РБ и реализация мер по совершенствованию кадровой работы в Министерстве, создание интернет-блога Министерства;

- объединение аналитических подразделений Минэкологии РБ - ГУП НИИ БЖД, УГАК и БРЭЦ в Единый научно-исследовательский аналитический экологический центр во главе с адекватным, принципиальным и компетентным руководителем;

- разработка программы по поэтапному прекращению и рекультивации действующих 167 внутризаводских полигонов для захоронения опасных промышленных отходов промпредприятий, со строительством за счёт бюджетных средств и привлечённых инвестиций сети полигонов для промтходов на принципах государственно-частного партнёрства;

- создание межведомственной комиссии по проверке законности и эффективности деятельности ГУП «Табигат» в сфере управления ТБО;

- принятие нормативных актов республиканское уровня по стимулированию системы сбора, транспортировки, использования, обезвреживания и размещения отходов ТБО и промышленных отходов;

- создание единой системы государственного экологического мониторинга с размещением информации в Интернете, создание экологической ГИС-карты республики с информацией о состоянии окружающей среды;

- формирование и широкое использование республиканского фонда результатов инженерно-экологических изысканий;

- установление льгот и преференций для экологически эффективной деятельности, развитие экологического предпринимательства (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды»), повышение эффективности работы межведомственного Совета по экологическому предпринимательству при Минэкологии РБ;

- создание и содействие деятельности общественных советов при природоресурсных и экологических органах, стимулирование общественных инициатив, привлечение населения к государственному и общественному экологическому контролю;

- доступность полной, объективной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и о мерах по её охране, о формировании и реализации республиканских и муниципальных программ в сфере ПП и ООС, привлечение к ответственности за ограничение доступа к информации о деятельности госорганов и органов МСУ и расходовании бюджетных средств в данной сфере;

- пресечение незаконных действий в сфере природопользования и ООС должностных лиц предприятий-природопользователей, государственных органов и органов МСУ в рамках прокурорского надзора;

- привлечение к осуществлению государственного экологического контроля общественных экологических организаций, гласность результатов контроля;

- обязательное применение судебных исков по возмещению вреда окружающей среде и приостановки деятельности экологически вредных предприятий на 90 суток;

- привлечение должностных лиц, предприятий и граждан к ответственности за экологические правонарушения в соответствии с действующим законодательством;

- доработка порядка сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ и обеспечение реального его соблюдения;

- провести публичные и общественные слушания по проектам строительства индустриальных и технопарков в РБ, в том числе завода «Кроношпан» и др.;

- установить общественный контроль над расходованием бюджетных средств, направляемых на охрану окружающей среды;

- повысить эффективность работы правоохранительных органов по профилактике коррупции, бездействия и злоупотреблений должностных лиц природоохранных и природоресурсных органов, органов местного самоуправления.

Кроме всего перечисленного в Решении Совета особо отмечены:

негативные события и факты 2013 года в области охраны окружающей среды:

- размещение ряда вредных предприятий на территории республики без учёта мнения населения и без проведения публичных слушаний на предпроектной стадии («Газпромнефтехимсалават», « Кроношпан» и др.);

- полное отсутствие эффективности принятых мер по предотвращению загрязнения окружающей среды в Стерлитамакском районе (загрязнение подземных и поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха вблизи д.Кантюковка и д.Васильевка в Стерлитамакском районе, в г. Ишимбай);

- уничтожение ФГБУ «Бащводмелиорация» озера Чебаркуль в Абзелиловском районе РБ;

- отсутствие лесовосстановления при вырубке лесов ЛПК «Селена» и ЛЗК «Башлеспром» в Белорецком районе;

- цензура на проблемную экологическую информацию в государственных республиканских СМИ;

- отмена платы за посещение особо охраняемых природных территорий республиканского подчинения;

- продолжающийся самозахват участков берегов водоёмов общего пользования частными компаниями и частными лицами для строительства баз отдыха и личных коттеджей (Павловское и иные водохранилища, природные парки Кандры-Куль и Аслы-Куль, река Дема, река Уфа и т.д.);

- предоставление Министерством ПП и экологии РБ в коммерческую разработку карьера ПГС в русле реки Уфа в пос. Красный ключ Нуримановского района.

2.позитивные события и факты в области ООС в 2013 году:

- объявление Года окружающей среды в РБ;

- проведение 2-го съезда экологических предпринимателей РБ и создание при Минэкологии РБ Совета по экологическому предпринимательству;

- создание саморегулируемой организации в сфере обращения с отходами - НП «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов»;

- проведение Управлением Росприроднадзора по РБ открытых выборов делегатов от РБ на IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды;

- резкий рост общественной активности населения по экологическим вопросам, массовые общественные акции населения по проблемам Кроношпана, разработки шиханов в Стерлитамаке, производства акрилатов в Салавате, строительства скоростного трамвая и расширения автодорог в Уфе, размещения полигонов ТБО в Чишминском и Уфимском районах и т.д.;

- кратное увеличение объёма информации в независимых СМИ об экологических проблемах республики;

- возбуждение уголовного дела по факту мошенничества в отношении ООО «Центр экологии и технологий» при приёме на переработку нефтешламов АНК «Башнефть» , складированных в г. Благовещенске.


3. предприятия и организации по номинации «Бездействие или противодействие общественным экологическим интересам»:

- Межведомственный совет общественной безопасности РБ – за отсутствие контроля над выполнением своего решения от 7 декабря 2011 «О мерах по обеспечению экологической безопасности на территории РБ»;

- Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре – за отказ от создания республиканского фонда результатов инженерно-экологических изысканий и от организации работы Межведомственной комиссии по экологической безопасности градостроительной деятельности РБ;

- АНК «Башнефть» - за отказ от проведения общественных слушаний по проектам разработки нефтегазовых месторождений и иных проектам;

- ЛЗК «Башлеспром» и ЛПК «Селена» - за невыполнение обязательств по лесовосстановлению при аренде гослесфонда в Белорецком районе РБ;

- ОАО «ГазпромНефтехимСалават» - за отказ от учёта общественного мнения при размещении производства акрилатов в г. Салавате и полное непринятие мер по санации загрязнённой нефтепродуктами территории Стерлитамакского района (Кантюковка);

- ООО «Владис» - за незаконную эксплуатацию и аварийный сброс в окружающую среду нефтехимических отходов из непроектного шламохранилища (Аллагуватский тупик») вблизи д. Васильевка Стерлитамакского района;

- Администрацию МР Стерлитамакский район, МР Ишимбайский район, Минэкологии РБ за полное непринятие мер по управлению отходами нефтепереработки и по организации санации территории и подземных вод, загрязнённых нефтепродуктами (Кантюковка, Васильевка, территория промзоны в г. Ишимбай);

- Администрацию Уфимского, Иглинского, Чишминского поселковых советов за организацию несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов.

4.Предприятия, организации, граждане, внесшие определённый вклад в решение вопросов по охране окружающей среды:

- Администрацию ГО г. Уфа - за создание Общественного экологического Совета г. Уфы;

- Администрацию МР Белебеевский район и администрацию ГО г. Октябрьский - за организацию эффективных городских схем сбора, переработки и размещения ТБО;

- Главного специалиста Дирекции ООПТ Минэкологии РБ Шаймухаметова Ильфира Вагизовича - за принципиальность и преданность делу охраны животного мира от браконьеров;

- «Общество экологов Республики Башкортостан» (Стерлитамак) - за эффективность общественного экологического контроля и новаторскую деятельность в сфере охраны окружающей среды;

- Инициативную группу граждан и активистов Народного Движения «АнтиКроношпан» - за пропаганду экологии среди населения.


Решено также предложить:

- Правительству РБ организовать проведение ежеквартальных встреч (в формате «круглый стол») лидеров общественных экологических организаций с руководителями Правительства РБ, природоохранных министерств и ведомств;

- Министерству природопользования и экологии РБ активизировать работу Общественного совета при министерстве, избрать председателем Совета представителя общественной экологической организации;

- Создать Общественный фонд охраны окружающей среды Республики Башкортостан.

В заключение осталось пожелать Веселову А.К., Гарееву И.М., Громову Д.В., Махову Б.А., Наумкину С.А. и Николаева Д.А., избранным сопредседателями Общественного экологического Совета Республики Башкортостан - успехов в выполнении хотя бы 50 процентов намеченного, если, конечно, власть пойдёт им навстречу даже вопреки негативным тенденциям в экономике, финансах, но, разумеется, в рамках действующего законодательства.

Надеюсь, что в конце года кто-то из них даст интервью нашему сайту о том, как именно выполнялись в республике рекомендации общественников, в какую сторону будет меняться или двигаться экологическая обстановка в республике. Интересно же, узнать, кто, например, будет создавать Общественный фонд охраны окружающей среды Республики Башкортостан, и как он будет работать, насколько известна и прозрачна будет его деятельность.

Словом, мне понравилось и решение Совета, и инициативы «снизу». Дай вам Бог удачи!

Комментировал и выделил полужирным шрифтом отдельные моменты принятого документа Общественного экологического совета Республики Башкортостан сопредседатель Общероссийской общественной организации «Социально-экологический союз» Геннадий Мингазов