Энергосбережение без импульсов

При нынешних темпах выполнения государственных программ снижение энергоемкости валового внутреннего продукта составит не более 21% к 2035 году. Минэкономразвития представило Госдоклад о состоянии энергосбережения в РФ. Представители Российского социально-экологического союза считают, что решающее значение для повышения энергоэффективности имеют практические действия и финансирование.

Нынешний Госдоклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в РФ–анализ данных о динамике потребления энергии в ведущих секторах экономики, влиянии государственной политики на реальные показатели повышения энергетической эффективности.

 

 

Доклад подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергоэффективности» и является пятым выпуском ежегодного официального документа.

Согласно новому докладу, «энергетическая картина» в России постепенно меняется: потребление угля и нефтепродуктов сокращается. За последние 4 года их совокупная доля в балансе РФ снизилась с 33% до 29%. В то же время «абсолютным лидером по темпам роста становится сегмент СЭС и ВЭС (солнечные и ветряные электростанции), который прибавляет в объеме около 13% в год», - говорится в докладе.

Эксперты указывают более 80% совокупного потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) приходится на четыре сектора экономики: электро- и теплоэнергетика (28%), обрабатывающая промышленность (22%), население (17%), транспорт (16%).

Как следует из доклада, стабильно развивался» в 2016-2018 гг. рынок энергосервисных услуг. Причем движущей силой этого процесса специалисты называют объекты социальной сферы. Большинство (около 60%) контрактов заключены дошкольными, общеобразовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения.

Эксперты приводят данные: не так быстро, как планировалось, происходит установка приборов учета энергоресурсов. Спустя 7 лет уровень с начала федеральной программы, уровень оснащения зданий приборами учета составил всего 61%.

Также недостаточны темпы внедрения современных энергосберегающих технологий. К примеру, только 5% введенных в последние годы в эксплуатацию жилых зданий имеют повышенный класс энергоэффективности. На сегодняшний день более половины (54%) всех многоквартирных домов России потребляют вдвое больше энергии по сравнению с их современными аналогами.

Эксперты Минэкономразвития отмечают активную работу по привлечению инвестиций в сферу энергоэффективности, которую проводят некоторые регионы России. В 2018 г. лидерами по объему привлеченных инвестиций стали Калужская, Магаданская, Омская, Московская и Мурманская области. По количеству заключенных энергосервисных контрактов лидируют Белгородская, Новгородская, Ярославская области и Республики Удмуртия и Татарстан.

Однако общий размер инвестиций в энергосбережение и повышение энергоэффективности специалисты Минэкономразвития считают недостаточным. Они отмечают, что привлечение внебюджетных источников замедлилось на 50%, разброс удельных показателей̆ инвестиционных вложений в энергосбережение среди субъектов достигает почти 300 раз, а общий размер инвестиций в это направление в 2018 г. составил всего 0,2% от совокупного валового регионального продукта (ВРП).

Как результат недостаточного финансирования – с 2007 по 2018 г. энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) в России снизилась на 12%. Тогда как, в соответствии с Указом Президента РФ, эта цифра должна была составлять не менее 40%.

 

Анализируя динамику энергопотребления страны с начала века, эксперты утверждают, что «практически весь прогресс в снижении энергоемкости ВВП был достигнут в период 2000–2008 гг., когда происходили заметные сдвиги в пользу менее энергоемких видов экономической деятельности».

 

Дальнейшие изменения в энергопотреблении нельзя назвать стабильными - после 2008 г. наблюдался рост энергоемкости, который сменился небольшим снижением в 2013-2015 гг., далее показатели энергоемкости практически не менялись. А в последние 4 года по всем рассматриваемым в докладе Минэкономразвития отраслям экономики «из-за структурного сдвига в сторону более энергоемких товаров и доли энергоемкой продукции» было зафиксировано увеличение потребления энергии.

В секторе электроэнергетики в 2015–2018 гг. потребление энергии выросло на 2,5%, в добывающей промышленности на 10,4%, в сельском хозяйстве на 3,4%, в секторе транспорта на 9,1%,в жилищном секторе - на 13,9%.В целом это привело к увеличению потребления энергии в совокупности на 83 млн т условного топлива.

Аналитики отмечают, что все периоды роста энергоемкости «характеризовались замедлением экономического роста и сопровождались повышением доли энергоемких видов деятельности в структуре экономики».

Резюмируя итоги «энергетических реалий» России Минэкономразвития рассматривает четыре сценария изменения динамики энергопотребления в зависимости от степени амбициозности мер государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 

Ключевое значение в снижении энергоемкости, по мнению авторов доклада, имеет так называемый «технологический фактор». «Повышения энергоэффективности можно достичь за счет внедрения передовых технологий, например, парогазовых установок, установок комбинированной выработки электричества и тепла, электрификации и газификации транспорта, современных энергоэффективных конструкций зданий и теплоизоляционных материалов, установок регулируемого привода, энергоэффективных светильников и систем управления освещением, индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием, современных приборов учета потребления энергетических ресурсов», - считают они.

 

Именно уровень внедрения технологий, по мнению специалистов Минэкономразвития, влияет на ход развития событий по четырем энергетическим сценариям. Согласно первому сценарию (при сохранении нынешних темпов снижения энергопотребления на уровне 2016–2018 гг.) прогноз снижения энергоемкости ВВП составит 21%. Во втором сценарии, предполагающем «умеренное» внедрение технологий, энергопотребление снизится на 31%. В третьем сценарии и технологической модернизацией за счет наилучших имеющихся в мире технологий с ориентиром на 2050 г., планируется к 2035 г. снизить энергоемкость на 36%. И лишь четвертый сценарий с ускоренной модернизацией и использованием наилучших технологий ускоренными темпами к 2035 г. будет достигнут показатель46%.

Даже если при самом радужном развитии событий достигнуть среднемировой уровень энергоемкости России удастся к 2035 г., то и в этом случае отставание энергоемкости ВВП страны от среднемирового уровня составит около 28%. На данный момент удельное потребление тепловой̆ и электрической̆ энергии в жилищном секторе в регионах со схожими климатическими условиями различается до 3 раз, энергоемкость ВВП Российской Федерации по итогам 2018 г.превысила мировой уровень на 46%, оказалась выше уровня США на 44% и выше уровня Канады на 17%.

При сохранении заданного за 2007–2018 гг. темпа снижения энергоемкости, равного 1,1% в год, достичь целевого значения в 40% станет возможным лишь к 2043 г. – констатируют аналитики.

Специалисты Минэкономразвития, проводившие анализ политики энергосбережения и повышения энергоэффективности, дают рекомендации, как улучшить ситуацию.

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ 

По мнению экспертов, на результатах негативно сказывается то, что в государственных программах федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ нет оценки показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Именно они, по мнению экспертов, позволят установить объективные измеримые цели, а значит – и стремиться к цели. «В долгосрочной перспективе целесообразным является рассмотреть возможность разработки и утверждения концепции повышения энергетической эффективности (по группам потребителей) экономики РФ, с учетом положений которой могут быть разработаны документы стратегического планирования и дорожные карты более низкого уровня».

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

Аналитики считают необходимыми включить требования по энергоэффективности в отраслевые стандарты и технические требования при строительстве новых зданий. Предлагается разработать типовые комплексные проекты и рекомендации по повышению энергетической эффективности в жилищном секторе.

 

ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ 

Как считают в Минэкономразвития, «необходимо расширить количество инструментов, которые будут использоваться для привлечения инвестиций в мероприятия по повышению энергоэффективности, в особенности в тех сферах, которые признаны приоритетными по критериям экономической эффективности и социальных эффектов».

 

ОТРАСЛЕВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Эксперты предлагают осуществить полный переход на светодиодное освещение уличного и дорожного хозяйства страны. «Необходимо создать интеллектуальную информационную среду по передаче данных об объеме потребления энергетических ресурсов потребителем. Для индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим погодным регулированием следует разработать и закрепить на законодательном уровне типовые механизмы экономической поддержки внедрения данного мероприятия в жилом секторе. Действенным стимулом развития рынка недвижимости может стать внедрение системы установления классов энергоэффективности жилых и нежилых помещений и последующий их учет при осуществлении хозяйственной и коммерческой деятельности», - считают в Минэкономразвития.

Тип информации: