Новые планы, старые ориентиры
Минэкономразвития направило на согласование в органы исполнительной власти проект обновленного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики РФ. Решающее значение в этом вопросе имеют практические действия и финансирование, - уверены представители Российского социально-экологического союза.
О необходимости корректировки плана по энергосбережению Минэкономразвития заявило в Госдокладе о состоянии энергосбережения в РФ, презентованном в конце прошлого года. Анализируя динамику энергопотребления страны с начала века, ведомство пришло к выводу, что практически весь прогресс в снижении энергоемкости был достигнут в период 2000–2008 гг., а с 2015 года бюджетная поддержка проектов по энергоэффективности была практически прекращена.
Специалисты констатируют факт: в 2008 г. было запланировано снизить энергоемкость экономики на 40% к 2020 г., однако реально удалось достичь за этот период снижения только на 12%. В министерстве подсчитали, что нынешние темпы позволят достичь 40%-го показателя только в 2043 г.
Новый Комплексный План мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики РФ дает обновленный ориентир. Темпы повышения энергоэффективности более сильные, чем сейчас (планируется выйти из стагнации), но фактически получается, что достижение запланированных двенадцать лет назад 40% переносится еще на 10 лет. Энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), согласно документу, должна составить 20% к 2030 году относительно 2017-го. Таким образом планируется сэкономить условное топливо эквивалентное сокращению выбросов 280 млн тонн СО2.
Новый документ синхронизирован со Стратегией долгосрочного низкоуглеродного развития и должен стать основным инструментом достижения климатических целей РФ по «базовому сценарию». «Обновленный план направлен на повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики, которые потребляют свыше 80% всей энергии в стране: энергетика, промышленность, транспорт и жилищно-коммунальный сектор. Технологическое обновление экономики с внедрением энергоэффективных технологий, по нашему мнению, должно стать ключевым драйвером для реализации накопленного потенциала энергосбережения», - поясняет заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов.
Среди разделов нового Комплексного плана: повышение энергоэффективности в энергетике, промышленных технологиях, продукции и материалах, транспорте, жилье, общественных зданиях, бюджетных учреждениях и теплоснабжении. Также запланированы мероприятия по развитию энергосервисной деятельности и стимулирование инвестиций в энергосбережение.
Как следует из Плана, основные действия будут направлены «на модернизацию и внедрение передовых технологий парогазовых и газотурбинных установок, установок комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, энергоэффективных бытовых приборов и промышленного оборудования, современных транспортных средств, энергоэффективных конструкций зданий, строений, сооружений и теплоизоляционных материалов, энергоэффективных светильников и систем управления освещением, современных приборов учета потребления энергетических ресурсов, цифровых информационных систем и прочее».
Для финансирования мероприятий Плана Минэкономразвития предлагает создать специализированный фонд, средства которого будут инвестироваться в энергоэффективные проекты, в том числе с участием населения, и «субъектов малого и среднего бизнеса». Ведомство предлагает снять ограничения развития энергосервисной деятельности, а также привлечь льготные кредиты и «зеленые» инвестиции.
Первый раздел Плана носит название «100%-й приборный учет энергоресурсов и воды». Интересно, что несмотря на активную «приборизацию» страны (программа установки счетчиков должна была завершиться еще в 2012 г.) на 2019 г. домовыми приборами учета оснащены только 61% многоквартирных домов.
Комплексный План предполагает «расширение государственной поддержки в рамках государственной программы льготного кредитования на приобретение жилья от застройщика в многоквартирных домах высокого класса энергоэффективности».
Отдельной строкой в документе выделен раздел «Доступная информация и центры компетенций», в реализацию этого пункта планируется вовлечь региональные центры энергосбережения, и даже «Почту России» для «распространения информационно-методической печатной продукции об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
В промышленности Минэкономразвития планирует достичь результата за счет введения обязательных требований по энергетической эффективности при внедрении новых технологий, а также новых требований к энергопотреблению бытовых электроприборов. Кроме того, ужесточатся требования для теплоизоляционных материалов и конструкций.
Несмотря на то, что в нынешнем варианте Плана более детально прописаны источники инвестиций и финансирования, есть опасения, что снова что-то может пойти не так: далеко не все формулировки соответствуют поставленным целям. В частности, в пояснительной записке к документу отмечено, что «принятие проекта распоряжения не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности», а «предусмотренные проектом распоряжения изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ РФ».
«В течение многих лет представители российских экологических организаций проводят ведут работу по пропаганде энергосбережения и энергоэффективности, потому что энергоэффективность – самый большой, чистый и дешевый источник энергии», - говорит Ольга Сенова, руководитель Климатического секретариата Российского социально-экологического союза (РСоЭС). – решающее значение для повышения энергоэффективности имеют практические действия и финансирование - необходимо усиление государственной поддержки и внедрение реальных механизмов по привлечению инвестиций и повышению мотивации».