Группа «Жизнь. Окружающая среда» Гражданского форума опубликовала свои предложения.
Группа «Жизнь. Окружающая среда» всероссийского Гражданского форума, прошедшего в Москве 23 ноября 2013 г., опубликовала свои предложения. В форуме участвовали около тысячи представителей общественности из 83 регионов, работали 4 секции: Власть, Экономика, Общество и Жизнь, и несколько подгрупп. Участники обсуждения в группе «Жизнь. Окружающая среда», около половины которых - члены СоЭС, назвали самые серьезные проблемы - разрушение природоохранного законодательства и плохое правоприменение, недостаток участия общественности, экологические риски крупных инфраструктурных проектов.
Гражданский Форум
23 ноября, Москва
Секция «Жизнь. Окружающая среда»
(Обсуждение и предложения) Модератор – Игорь Честин
1. Разрушение природоохранного законодательства.
Пути решения проблемы:
- Инструментом решения всех проблем может быть только сильное и хорошо организованное общественное движение. Не обязательно создавать новые организации, надо объединять существующие и усиливать их. Я говорю о векторе.
- Нужен бассейновый подход в водном законодательстве.
- Участвовать в разработке Стратегии эко-безопасности.
- Восстановление ГЭЭ, ОВОС, в т. ч. с учетом проблемы зеленых зон. Уже подготовлен законопроект о нормировании (WWF), но экспертиза находится в отдельном проекте на выходе из МПР на более ранней стадии. Надо ускорять этот процесс. Объектом ГЭЭ являются в его рамках предпроектные материалы с показателями по выбросам, подъездным путям и пр. После этого заключение ГЭЭ становится ТЗ для проектировщиков.
- Разделить нашу стратегию на анализ действующей базы законов и на законотворчество. Нужно создать центр анализа законопроектов.
- Продвигать законы о добровольчестве и об общественном контроле.
- Оценивать риск вреда здоровью – для этого нужно вносить дополнения в законы об ООС и другие. Например, статью в ГПК о защите прав неопределенного круга лиц, и в ГК – о возмещении вреда неопределенному кругу лиц.
- Возвращение в правовое поле муниципального экологического контроля.
- Нужны законодательные инициативы о пересмотре ряда положений базовых законов (Водный, Лесной, Земельный кодексы, региональные законы)
2. Недостаточное участие общества в принятии экологически значимых решений.
Пути решения проблемы:
- Лоббировать ратификацию Орхусской, Боннской и Эспо конвенций. И отслеживать потом ее отражение в законодательстве, в том числе региональном;
- Информировать жителей об экологических проблемах, в т. ч. путем общественных слушаний, использовать ст. 12 Закона об ООС;
- Больше и активнее работать с местными депутатами;
- Переиздать и создать новые пошаговые пособия по правилам и формам работы общественных организаций для реализации их прав (возможно издание онлайн);
- Активизировать участие общественности в разработке региональных социально-экологических программ;
- Разработать и конкретизировать рекомендации по процедурам и формам общественных обсуждений;
- Расширить сеть общественных региональных Советов при РПН и губернаторах, либо при структурах исполнительной власти, для обмена процедурами и опытом;
- Добиваться большей эффективности и актуальности в планах работы и в практике общественных советов;
- Активнее вовлекать другие секторы гражданского общества, новые инициативные группы, в обсуждение и решение экологических проблем, проявлять проактивность.
- Обеспечить участие общественности в бассейновых советах, предусмотреть финансирование участия общественности
- Обеспечить участие общественности при подготовке и проектировании мегапроектов (где есть государственно-частное партнерство)
3. Несовершенное правоприменение – от инспектора до судьи.
Пути решения проблемы:
- Обучение инициативных групп методологии защиты экологических прав и правоприменения, в т.ч. путем создания и использования дистанционного курса. Понадобится коррекция структуры курса на экспертном уровне – это дело для всего сообщества;
- Восстановление или создание муниципальной или региональной экологической полиции;
- Ведущим организациям регионов провести анализ итогов Года охраны окружающей среды и выработать перспективы дальнейших действий;
- Изыскивать возможность для оплаты поездок членов Бассейновых советов на заседания.
- Добиваться внедрения бассейнового принципа в обновляемое законодательство об
использовании ресурсов и территориальном планировании - Обратиться к федеральным органам власти о с предложением о восстановлении
единого самостоятельного органа по контролю (Госкомэкологии) - Реструктуризация системы природоохранных прокуратур (выведение межрайонных природоохранных прокуратур из подчинения прокурорам субъектов РФ и создание специализированного Главного управления природоохранной прокуратуры в составе центрального аппарата);
- разработать и направить прокурорам методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением природоохранного и природноресурсного законодательства, обратив особое внимание на отсутствие доведенных до суда уголовных дел по фактам коррупции, злоупотреблений и бездействия в данной сфере со стороны должностных лиц;
- требуется повысить уровень прокурорского реагирования на грубые и систематические нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду со стороны прокуроров всех уровней,
- требуется обеспечить взаимодействие органов прокуратуры с гражданами и их общественными объединениями по вопросам выявления фактов нарушений действующего законодательства в сфере природопользования охраны окружающей среды, противодействия коррупции, соблюдения прав граждан на получение информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
- рассмотреть вопрос о создании специализированных подразделений по выявлению и пресечению преступлений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
- 4. Экологическая безопасность и риски крупных инфраструктурных проектов.
Проблема: являясь случаем государственно-частного партнерства, крупные инфраструктурные проекты не попадают ни в инвестиционные проекты, ни в федеральные программы
Одна из высказанных точек зрения – что эта проблема как отдельная не существует
Пути решения проблемы:
- Мегапроекты сейчас урезаются из-за нехватки денег. Поэтому есть инструмент – проведение общественных экспертиз оставшихся для экономии средств. Это всем властям будет интересно.
- Расширение и конкретизация процедур общественных слушаний
- Определить, что такое мегапроекты (гидро-, атомная энергетика), озвучить названия
- Рассматривать альтернативы, с циклом оценки всех последствий
- Предусмотреть учет категорий земель при размещении и выборе площадок под мегапроекты.
- Рассматривать предпроектные материалы до выбора площадок.
- Частно-государственное партнерство для реализации мегапроектов грешит тем, что резиденту часто навязывают интересы инвесторов. Поэтому надо стремиться привлекать инвесторов к обсуждениям и к разделению ответственности за экологические последствия.
- Восстановление ОВОС и ГЭЭ. Поддержать законопроект об экспертизе (на выходе из МПР), где проектные материалы выносятся на экспертизу на ранней стадии (с показателями по выбросам, прочим характеристикам и др.)