1

Climate as a challenge

The Third Assessment Report on Climate Change and its Impacts in the Russian Federation published by Roshydromet, unlike the first two reports, includes not only facts and forecasts of a purely climatic nature, but also chapters with a detailed assessment of the impact of climate change on the natural environment, economic sectors and population. For the first time, the official document includes sections on the consequences for Russian regions and areas of adaptation to climate change.

We heat up faster

The authors of the Third Assessment Report once again confirm that Russia is warming almost twice as fast as the planet on average. The fastest warming is observed in the Arctic zone: by 0.71°C per decade. If in the last century extremely hot periods lasting more than 5 days were observed once in 5-10 years, by the middle of the XXI century they can be observed almost annually.

 

Meteorologists expect that by the end of this century daily precipitation maximums will increase practically on the whole territory of Russia. Already now every decade the increase is +2.2% of the norm. Especially - in the north-eastern regions of the country - by 10-20%. In the summer season, the average amount of precipitation is predicted to increase in most of the country, but the duration of dry periods is increasing in the southern regions.

 

The authors of the report note that deviations from hydrological norms lead to the vulnerability of ecosystems in Russian regions. In the European part of Russia, fires, droughts and extreme winds are on the rise, while in the Asian part of the country there is permafrost degradation, forest and peat fires, and the impact of insect pests. Scientists also note the ever-increasing concentration of the two main “drivers” of warming: carbon dioxide and methane.

 

As follows from the report, water temperature anomalies in the Arctic seas already reach 1.4-4.1°C. Water surface temperature in Russian seas is increasing at a rate from 0.2°C (Sea of Okhotsk) to 0.52°C in 10 years (Black Sea). Arctic fish species are shrinking and shifting northward, their abundance and biomass are decreasing, while alien species are increasingly invading the southern seas. The level of all Russian seas continues to rise at an average rate of 2-4 mm per year. At the same time, in the Caspian Sea the water level has been decreasing by 10 cm per year since 2018.

 

The decrease of salty and oxygen-rich water from the North Sea due to climate change has resulted in a fivefold increase in the area of oxygen-free areas - “dead zones” in the Baltic over the last two decades.

 

Vulnerable economy

The Third Assessment Report provides detailed assessments of the impact of climate change on individual sectors of the economy. It provides data on the oil and gas sector, a “strategic” industry for Russia: the consequences of permafrost thawing lead to 10-20% of oil production losses, and about 60% of accidents at facilities are related to meteorological factors.

 

Transportation is also one of the most vulnerable sectors to climate change. Meteorologists say the only possible upside is the opening of new routes across the Arctic seas. However, they note the reduction of operating time and capacity of winter roads. Floods and floods cause great damage to transportation communications. Abnormal temperatures and storms increasingly interfere with the normal functioning of air transportation.

 

Climate change brings losses and adds risks to coal and other extractive industries. Scientists have noted the intensity of precipitation in regions where major industries are located. Intense precipitation falling in short intervals of time is dangerous for the operation of mines and can lead to catastrophic consequences, as they were designed taking into account the state of the climate system in the XX century.

 

The energy sector is also vulnerable to climate change. The threat to infrastructure from hazardous weather events (tornadoes, heavy rains, extreme wind speeds, etc.) is increasing. Analysis of the impact on the operation of NPPs and TPPs has shown that by mid-century, the areas with the most developed energy infrastructure - the central and southern regions of European Russia and the south of Western Siberia - will be in the zone of the greatest risks. “In this situation, a comprehensive approach to adaptation, including technological, behavioral and institutional measures, is needed to improve the reliability and efficiency of power plants,” Roshydromet analysts wrote.

 

Experts consider the fact that by the middle of the century the heating period in the north of Russia may be reduced by 15-18% to be positive. At the same time, construction design standards in these regions will have to be revised to take into account the weakening bearing capacity of permafrost soils. Also, the number of days with the air temperature crossing 0°C will increase, which will accelerate the aging of building structures.

 

According to the authors of the report, the increasing anomalies of total solar radiation make solar energy even more promising for Russia. Experts emphasize that the use of renewable energy (RES) is one of the main alternatives to fossil fuels for the implementation of greenhouse gas emission reduction targets in the energy sector.

 

According to the report, climate change has some benefits for agriculture in the form of a longer growing season, but it may also lead to a decrease in the productivity of grain crops: by about 10% by the middle of the century. In order to overcome the negative consequences of changes in weather and climate factors, an effective adaptation strategy for the agricultural sector of the Russian economy is needed - this is the conclusion reached by experts.

 

“The domino effect”

As follows from the report, climate change is already having a negative impact on Russian residents, and these processes will worsen. Experts have identified three areas in which climate change affects human health. These are direct impacts due to extreme weather: loss of life, increased traumatism, increased mortality from exacerbation of chronic diseases.

 

Second, indirect impacts due to changes in the environment and ecosystems: the spread of infectious diseases by various fauna, waterborne diseases, health problems caused by dust transported from desert areas.

 

Third, socio-economic changes can cause nervous and mental disorders. For example, too high air temperatures can lead to an increase in suicides, and sweltering weather provokes an increase in alcoholic psychosis.

 

Climate change will affect employment in Russia as early as 2030. If certain efforts are made, it may be possible to benefit from it - higher temperatures in winter may promote tourism.

 

But already now, due to natural hazards, working hours are being lost, and under the influence of global climate change, the frequency and scale of natural disasters will increase. In addition, extreme heat noticeably reduces labor productivity.

 

At the same time, in Russian cities the change in the temperature regime is noticeably more intense than in the adjacent background territories, due to the clearly defined effect of the “heat island”. In a city, a single extreme natural phenomenon can lead to a cascading effect, large-scale destruction of infrastructure - a “domino effect.”

 

The authors of the report raise the issue of the impact of climate change on demographic processes. Climatic conditions are currently responsible for about 0.3% of all migratory movements of the Russian population. Forced displacement from natural disasters caused the evacuation of more than 142 thousand people in Russia in 2010-2020. According to forecasts, by 2030 natural and climatic changes may lead to an increase in mortality by about 0.1% and cause up to 0.5% of all migratory movements within Russia and across its borders.

 

Rising temperatures worsen living conditions and economic activity in the climatically unfavorable regions of the Far North, Siberia and the Far East, and lead to increased migration and depopulation. Indigenous peoples of the North, Siberia and the Russian Far East are particularly threatened by climate change, as their way of life is based on reindeer herding, fishing and hunting.

 

Finally, the need to implement measures to reduce greenhouse gas emissions will lead to significant structural shifts in the Russian economy and, consequently, in the country’s labor market. The fact is that the main importers of Russian oil, gas and coal will reduce their demand for fossil fuels, which creates risks for both the country’s economy as a whole and its labor market.

 

“All this demonstrates the importance of timely implementation of climate change adaptation measures, which should be aimed not only at reducing greenhouse gas emissions, designed to slow down the rise in global temperature, but also at increasing adaptive capacity in various spheres of society,” the authors of the report summarize.

 

Sustainability orientation

The authors of the report note that “the entire set of threats, risks and opportunities caused by observed and expected climate change is important for Russia, which brings specific features to the climate policy of the Russian Federation both at the federal and regional levels, and which to some extent distinguishes our country from most countries in the world.”

 

“Russia must fulfill its commitments under the Paris Agreement and reduce greenhouse gas emissions domestically,” they write. “In addition to reducing the share of hydrocarbon fuels, a focus on sustainable agriculture and an energy- and resource-efficient economy is needed.”

 

The current state of affairs indicates “a significant adaptation deficit.” The report states that a strategy for urban adaptation to climate change should include: expanding health surveillance and early warning systems for hazardous weather events using technology and social media, especially for the elderly, very young and poor; reducing the urban heat island effect using passive approaches: tree planting, green and reflective roofs and permeable sidewalks; developing strategies for resilience of water and energy systems to climate change, which play a key role in protecting.

 

In addition, the authors of the report consider the capacity and importance of ecosystems for regional adaptation to be underestimated. For example, protective forests have significant potential to reduce the speed and magnitude of floods, the effects of heat waves and a number of other negative climate-related effects.

 

According to the report, actions to reduce greenhouse gas emissions and adaptation will lead to the development of clean energy and increased recycling rates, which in turn will create new jobs in these areas of the economy, as well as in construction, science and education.

 

In addition, special social programs can help reduce poverty and mitigate the negative effects of the “green turn” on the labor market for vulnerable groups: rural residents, migrant workers, women, indigenous minorities, as well as residents of single-industry towns, where the town-forming enterprises are oil and gas or coal industry.

 

“World experience shows that the lower the initial level of structural and technological modernization of the country’s economy, the more significant will be the decline in GDP growth rates and living standards of the population during the transition to a “green economy”, and the greater will be the job losses. Therefore, Russia in this context needs to prioritize investments in fixed capital, the development of processing industries and the “knowledge economy” (science, education, health care, culture),” the report noted.

Тип информации:

Климат как испытание

Изданный Росгидрометом Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории РФ в отличие от первых двух включает в себя не только факт и прогнозы сугубо климатического характера, но и главы с подробной оценкой воздействия изменений климата на природную среду, отрасли экономики и население. Впервые в официальный документ включены разделы о последствиях для регионов России и направлениях адаптации к климатическим изменениям.

Нагреваемся быстрее

Авторы Третьего оценочного доклада в очередной раз подтверждают, что Россия нагревается почти вдвое быстрее, чем планета в среднем. Наиболее быстрое потепление наблюдается в арктической зоне: на 0,71°С за десятилетие. Если в прошлом веке экстремально жаркие периоды длительностью более 5 суток наблюдались один раз в 5-10 лет, то к середине XXI века они могут отмечаться практически ежегодно.

 

Метеорологи ожидают, что к концу нынешнего столетия суточные максимумы осадков возрастут практически на всей территории России. Уже сейчас каждое десятилетие увеличение составляет +2,2% от нормы. Особенно – в северо-восточных регионах страны - на 10-20%. В летний сезон прогнозируется рост среднего количества осадков на большей части страны, но при этом в южных регионах увеличивается продолжительность засушливых периодов.

 

Авторы доклада отмечают, что отклонения от гидрологических норм приводит к уязвимости экосистем в российских регионах. На европейской части России растет количество пожаров, засух и экстремальных ветров, на азиатской территории страны – деградация мерзлоты, лесные и торфяные пожары, воздействие насекомых-вредителей. Также ученые отмечают постоянно продолжающийся рост концентрации двух основных «драйверов» потепления: углекислого газа и метана.

 

Как следует из доклада, температурные аномалии воды в арктических морях уже достигают 1,4-4,1°C. Температура поверхности воды в российских морях растет со скоростью от 0,2°C (Охотское море) до 0,52°C за 10 лет (Черное море). Наблюдаются сокращение и смещение на север ареалов арктических видов рыб, снижается их численность и биомасса, с другой стороны в южных морях все чаще отмечается проникновение чужеродных видов. Уровень всех морей России продолжает расти со средней скоростью 2-4 мм в год. При этом в Каспии с 2018 г. уровень воды снижается на 10 см в год.

 

Уменьшение поступления соленой и богатой кислородом воды из Северного моря из-за климатических изменений привело к тому, что за два последних десятилетия произошло пятикратное увеличение площади бескислородных областей - «мертвых зон» в Балтике.

 

Уязвимая экономика

В Третьем оценочном докладе даны развернутые оценки воздействия изменения климата на отдельные сектора экономики. Приводятся данные по «стратегической» для России отрасли - нефтегазовому сектору: последствия таяния многолетней мерзлоты приводят к потерям на 10-20% добычи нефти, а примерно 60% аварий на объектах связаны с метеорологическими факторами.

 

Транспорт – также одна из наиболее уязвимых к изменению климата отраслей. Единственным возможным плюсом метеорологи называют открытие новых путей через арктические моря. Но при этом они отмечают сокращение эксплуатационных сроков и пропускной способности зимних дорог. Большой ущерб транспортным коммуникациям наносят наводнения и паводки. Аномальные температуры, шторма все чаще мешают нормальному функционированию воздушного транспорта.

 

Изменение климата приносит убытки и добавляет риски угольной и другим добывающим отраслям. Ученые отмечают интенсивность осадков в регионах, где расположены основные предприятия. Интенсивные осадки, выпадающие за короткие интервалы времени опасны для работы шахт и могут приводить к катастрофическим последствиям, т.к. они были спроектированы с учетом состояния климатической системы в XX веке.

 

Уязвима к изменению климата и энергетика. Увеличивается угроза инфраструктуре от опасных погодных явлений (смерчей, ливней, экстремальных скоростей ветра и т.д.). Анализ влияния на работу АЭС и ТЭС показал, что к середине века в зоне наибольших рисков окажутся районы с наиболее развитой энергетической инфраструктурой - центральные и южные районы европейской части России и юг Западной Сибири. «В этой ситуации для повышения надежности и эффективности работы электростанций необходим комплексный подход к адаптации, включающий технологические, поведенческие и институциональные меры», - пишут аналитики Росгидромета.

 

Положительным эксперты считают факт, что к середине века отопительный период на севере России может сократиться на 15-18%. В то же время в этих регионах придется пересмотреть нормы строительного проектирования – учесть ослабление несущей способности грунтов вечной мерзлоты. Также будет расти количество дней с переходом температуры воздуха через 0 °C, что ускорит старение конструкций зданий.

 

По мнению авторов доклада, усиление аномалий суммарной солнечной радиации делает солнечную энергетику еще более перспективным направлением для России. Эксперты подчеркивают, что использование возобновляемой энергетики (ВИЭ) является одной из основных альтернатив ископаемому топливу для реализации целей сокращения выбросов парниковых газов в секторе энергетики.

 

Как следует из доклада, для сельского хозяйства изменение климата несет некоторые плюсы в виде увеличения вегетационного периода, но оно же может привести к снижению продуктивности зерновых культур: на около 10% к середине века. Для преодоления негативных последствий изменений погодно-климатических факторов необходима эффективная стратегия адаптации аграрного сектора экономики России – к такому выводу приходят эксперты.

 

«Эффект домино»

Как следует из доклада, климатические изменения уже негативно влияют и на жителей России, и эти процессы будут обостряться. Эксперты определили три направления, по которым изменение климата влияет на здоровье человека. Это - непосредственные воздействия из-за экстремальной погоды: гибель людей, рост травматизма, повышение уровня смертности от обострения хронических заболеваний.

 

Во-вторых, косвенные воздействия из-за изменения окружающей среды и экосистем: распространение инфекционных заболеваний различными представителями фауны заболевания, передающиеся через воду, проблемы со здоровьем вызванные пылью, перемещаемой с пустынных территорий.

 

В-третьих, социально-экономические изменения могут стать причиной нервных и психических расстройств. К примеру, слишком высокие температуры воздуха могут привести к росту суицидов, а душная погода провоцирует рост алкогольных психозов.

 

Изменение климата будет влиять на занятость населения России уже к 2030 г. При определенных усилиях из этого можно извлечь выгоду - повышение температуры в зимнее время может способствовать развитию туризма.

 

Но уже сейчас из-за опасных природных явлений происходит потеря рабочего времени, а под воздействием глобального изменения климата частота и масштабы стихийных бедствий будут увеличиваться. К тому же экстремальная жара заметно уменьшает производительность труда.

 

При этом в городах России изменение температурного режима происходит заметно интенсивнее, чем на сопредельных фоновых территориях, благодаря четко выраженному эффекту «острова тепла». В городе единичное экстремальное природное явление может привести к каскадному эффекту, широкомасштабному разрушению инфраструктуры – «эффекту домино».

 

Авторы доклада поднимают вопрос о влиянии изменения климата на демографические процессы. Климатические условия сегодня являются причиной порядка 0,3% всех миграционных перемещений населения России. Вынужденное переселение от стихийных бедствий стали причиной эвакуации более 142 тыс. человек в России за 2010-2020 гг. По прогнозам к 2030 г. природно-климатические изменения могут привести к росту смертности населения примерно на 0,1% и стать причиной до 0,5% всех миграционных перемещений на территории России и через ее границы.

 

Рост температур ухудшает условия жизни и хозяйственной деятельности в климатически неблагоприятных регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, и ведет к увеличению миграционного оттока населения и депопуляции. Особенно большую угрозу изменения климата представляют для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, поскольку их уклад жизни основан на оленеводстве, рыболовстве и охоте.

 

Наконец, необходимость реализации мер по сокращению выбросов парниковых газов приведет к существенным структурным сдвигам в экономике России и, как следствие, на рынке труда страны. Дело в том, что основные импортеры российской нефти, газа и угля будут сокращать свой спрос на ископаемое топливо, что создает риски как для экономики страны в целом, так и для ее рынка труда.

 

«Все это свидетельствует о важности своевременной реализации мер по адаптации к изменению климата, которые должны быть направлены не только на сокращение выбросов парниковых газов, призванное замедлить рост глобальной температуры, но и на повышение адаптационного потенциала в различных сферах жизни общества», - резюмируют авторы доклада.

 

Ориентация на устойчивость

Авторы доклада отмечают, что «для России важен весь комплекс угроз, рисков и возможностей, обусловленных наблюдаемыми и ожидаемыми климатическими изменениями, что вносит специфические особенности в климатическую политику РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях, и что в определенной мере отличает нашу страну от большинства стран мира».

 

«Россия должна выполнять свои обязательства в рамках Парижского соглашения и снижать выбросы парниковых газов внутри страны, - пишут они. - Помимо сокращения доли углеводородного топлива, необходима ориентация на устойчивое сельское хозяйство, энерго-и ресурсо-эффективную экономику».

 

Нынешнее положение дел указывает «на значительный дефицит адаптации». В докладе указано, что стратегия адаптации городов к изменениям климата должна включать: расширение системы наблюдения за  здоровьем и  раннего предупреждения об  опасных погодных событиях с  использованием технологий и социальных сетей, особенно для пожилых, очень молодых и бедных; уменьшение эффекта городского острова тепла с  использованием пассивных подходов: посадка деревьев, зеленые и  светоотражающие крыши и проницаемые тротуары; разработка стратегий устойчивости водных и энергетических систем к изменению климата, играющих ключевую роль в  защите населения во время и после экстремальных погодных явлений; регулирование заселения в  поймах рек и на побережьях морей для сведения к минимуму воздействия прибрежных штормов и наводнений на суше; поддержание роста городов, ориентированных на использование экологически чистой энергии.

 

Кроме того, авторы доклада считают недооцененными возможности и значение экосистем для адаптации регионов. Например, защитные леса имеют значительный потенциал снижения скорости и магнитуды наводнений, последствий волн тепла и ряда других негативных климато-обусловленных эффектов».

 

Как следует из доклада, действия по снижению выбросов парниковых газов и адаптации приведут к развитию «чистой» энергетики, увеличению доли переработки отходов, что, в свою очередь, создаст новые рабочие места в этих сферах экономики, а  также в строительстве, науке и образовании.

 

Помимо этого, особые социальные программы могут способствовать сокращению бедности и смягчению негативных последствий «зеленого поворота» на рынке труда для уязвимых групп населения: сельские жители, рабочие мигранты, женщины, коренные малочисленные народы, а также жители моногородов, где градообразующими являются предприятия нефтегазовой или угольной промышленности.

 

«Мировой опыт показывает, что чем ниже исходный уровень структурно-технологической модернизации экономики страны, тем более значительным будет снижение темпов роста ВВП и уровня жизни населения при переходе к «зеленой экономике», и тем больше будут потери рабочих мест. Поэтому России в данном контексте необходимо отдавать приоритет инвестициям в основной капитал, развитию перерабатывающих отраслей и «экономики знаний» (науки, образования, здравоохранения, культуры), – отмечено в докладе.

Тип информации: