Международный день Энергосбережения -2021 в образовательных организациях Иркутской области

К международному Дню Энергосбережения педагоги, воспитатели, обучающиеся начали готовиться задолго до 11 ноября, в нём принимают активное участие не только общеобразовательные организации и учреждения дополнительного образования детей, но и дошкольные организации, подключились и колледжи, и лицеи. ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» уже который год курирует это мероприятие на областном уровне, приглашая педагогов и обучающихся присоединиться к международному событию 11 ноября.  Участникам  мероприятия  была оказана методическая поддержка: предоставлена прекрасная коллекция новейших брошюр, изданных в 2021 году Санкт-Петербургской общественной организацией «Друзья Балтики»: «Посланники Климата», «Климатический план школы»,  «Отходы, ресурсы и климат. Пособие для проведения экологических занятий».

Наиболее активные педагоги Иркутской области 27 октября подключались онлайн к семинару «Изменение климата - проблема, о которой надо знать» и послушали экспертов из WWF России, Мурманского технического университета и Ассоциации «НАНОК», которые дали ответы на вопросы : «Почему климат меняется? Что нас ждет в ближайшем будущем и как жить в новых условиях? Какие действия спасут нас от катаклизмов? Что уже сейчас может сделать каждый из нас?». Послушали эксклюзивное интервью с Анной Романовской -  директором  Института глобального климата и экологии имени академика Ю. А. Израэля.

Мы получили богатый  набор материалов от коллег из «Друзей Балтики» и Экологического движения 42 , представленных на вебинаре по отходам и ресурсам проекта ШПИРЭ.

Безусловно, методическая поддержка давала выверенные знания по проблеме изменения климата и необходимости энерго- и ресурсосбережения. Более 50 педагогов и воспитателей смогли организовать Международный День Энергосбережения, используя традиционные формы – урок, лекция, конкурс рисунков, однако преобладали инновационные подходы –  квест-игры, энергоэкейсы, флэшмобы, интеллектуальные онлайн-викторины, создание видеоклипов и видеороликов и даже «Отрытое письмо жителям»..  Более 3000 тысяч детей, школьников и студентов (медицинский колледж) были вовлечены в обсуждение вопросов сбережения энергии и ресурсов, в практические действия по сбору макулатуры, батареек, пластика.

Ниже представляем несколько кратких сообщений о том, как прошел День Энергосбережения в образовательной организации.  Также предлагаем прочесть статью «Мы бережем энергию, а ты?» Марии Беловой, учителя физики и математики  из Усть-Илимской городской гимназии №1,  главного организатора мероприятий по энергосбережению.

Миронова Елена Валентиновна, воспитатель-эколог, МБДОУ «Детский сад №13 «Ласточка» р.п. Белореченский Усольского района.

«Энергосбережение – к ресурсам уважение!» Под таким лозунгом с 11 по 19 ноября 2021 года в рамках Международного дня энергосбережения был осуществлён природоохранный проект с коллективом педагогов МБДОУ «Детский сад №13 «Ласточка», воспитанниками старшего дошкольного возраста и их родителями с целью активизации работы по пропаганде и информированию в сфере энергосбережения, обучение простым приемам энергосбережения в быту.

Проект «Энергосбережение – к ресурсам уважение!» включал в себя различные мероприятия, в том числе:

  • Выборочное анкетирование родителей воспитанников на тему «Умеете ли вы экономить энергию?»;
  • Проведение родителями, совместно с детьми, исследования жилищного пространства на энергоэффективность (в доказательство были высланы фотографии детей в процессе исследования);
  • Воспитателями в группах была проведена беседа об энергосбережении;
  • Совместные рисунки детей и родителей, детей и воспитателей на одну из тем: «Бережем тепло!», «Бережем электроэнергию!», «Бережем воду!»; 
  • Все вместе готовили агитационные плакаты из рисунков для экологического пикета на территории ДОУ;
  • Экологический пикет «Энергосбережение – к ресурсам уважение!» на территории ДОУ;
  • По окончанию проекта была оформлена отчетная выставка из материалов полученных в результате совместной деятельности взрослых и детей (плакаты, рисунки на тему энергосбережения).

Семеней Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования (Максимовский детский сад) и Махмадиева Карина (активистка Максимовской СОШ) из Иркутского районного муниципального образования

Ребята из старшей группы (5-6лет), посмотрели мультфильмы по теме, после чего состоялась увлекательная дискуссия. Дети были удивлены тому, что свет и энергия в доме получается от сжигания угля, нефти, газа. Радует, дети знают, что такое альтернативные источники энергии, они знают о солнечных батареях, и некоторые даже рассказали, что используют солнечные панели дома, знают о ветровых установках, сами сделали вертушки из бумаги и дули на них, имитируя ветер. После содержательного разговора ребята принялись за изготовление листовок, некоторые из которых развесили в детском саду, на входе в группы и другие помещения. Листовки напоминали сотрудникам выключать свет, когда они идут домой. А еще, дети с большим энтузиазмом учились сортировать мусор и хорошо справились с задачей распределить мусор по нужным корзинам.

Полякова Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ № 7 «Незабудка», г. Усть-Илимск.

«Мы – берегоши!» - под таким ярким названием прошли мероприятия, приуроченные международному дню Энергосбережения, в старшей подготовительной группе «Соболек» МБДОУ №7 «Незабудка». Воспитатель группы совместно с учителем физики и математики МАОУ «Городская гимназия № 1» подготовила проект, задачей которого было создать условия для формирования у детей основ береженого отношения к использованию электроэнергии.

Ребята в течение недели играли в увлекательные экоигры, делали поделки, рисовали рисунки, а одно из занятий под названием «ЭнергоПоиск» провела по приглашению учитель физики из гимназии №1 – Белова Мария.

 «Профессор Лампочка» рассказала нашим воспитанникам самые важные правила энергосбережения. В ходе игры их задачей было спасти город от пропавшего электричества, запомнить правила и рассказать о них дома родителям. Их порадовала не только атмосфера Лаборатории энергии, но и физкультминутка «Запутавшиеся провода».

Еще больше детям понравилось следующее занятие, в котором воспитатель с кукольным котом Мурзиком показывала опыты со статическим электричеством. Восторг был неописуемым! Ребята закрепили свои знания, пообещали бережно относиться к энергии. А теперь с нетерпением ждут новых заданий из секретной Лаборатории энергии и новых заданий от Профессора Лампочки, чтобы получить заветное удостоверение сотрудников Лаборатории «Энергопоиск».

Федорова Елена Ивановна, классный руководитель. 8 Г класса, МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» г.Усть-Илимска 

Ежегодно 11 ноября в России отмечается Международный День энергосбережения. Основная его цель – привлечение внимания общественности к рациональному использованию энергоресурсов. С пятого класса мы активно участвуем во всех мероприятиях школы, посвященных Дню Энергосбережения.

В этом году для учеников МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» проходили самые разнообразные мероприятия. Наш 8 Г успел за две недели утеплить свой кабинет, поучаствовать в составлении кроссвордов по теме «энергосбережение», составить памятки по экономии энергоресурсов, расклеить стикеры-напоминалки у выключателей по школе.

Все было увлекательно и познавательно. В период длительных осенних каникул мы решили записать видеообращение детей к родителям накануне 11 ноября.

Символом энергосбережения в нашем классе является обыкновенная лампочка. И для привлечения внимания взрослых в своем ролике хотели показать многообразие используемых взрослыми лампочек. Трудно было найти разные лампочки, так как у многих дома оказались только энергосберегающие. Нашли все-таки!

И очень хотелось отметить труд тех, благодаря кому мы в наших домах имеем свет и тепло. Энергетиков нашего города. Это ведь наши старшие братья и сестры, папы и мамы, дедушки и бабушки. Записанный нами ролик мы отправили родителям нашего класса 11 ноября.

Сергеева Светлана Павловна, педагог-организатор, МБОУ СОШ № 45 МО г. Братск

В Международный День Энергосбережения  школьники  всех уровней принимали участие в том или ином мероприятии. Например, ученики 3 и 4 классов, провели устный журнал «Земля – наш общий дом и нам уютно в нём», и защиту проектов «Защитим планету», пятые классы организовали  конкурс рисунков «Берегите планету!», в шестых классах прошел экологический турнир «Экология и энергосбережение», в  анкетировании «Что я знаю об энергосбережении» приняли участие ученики 6-8 классов, игру «Жизнь в стиле ЭКО»  провели среди учеников 8-х  классов.

Видеоролики «Школа энергосбережения посмотрели ученики с первого по шестой класс, а пятиминутки энергосбережения на первом уроке прошли во всех классах школы, также как и сбор пластиковых крышек, на переменах все могли участвовать в игре  «Я сортирую мусор».

Стенина Надежда Владимировна, учитель биологии, МБОУ г. Иркутска СОШ №6

В Международный День Энергосбережения, в старших классах состоялись   игры «Умники и умницы» по теме энергосбережения и сохранению климата. 

Ребята увлеченно создавали видеоклипы и видеоролики, так команда 8 класса создала клип по утилизации отходов «Кукушка», а ученик 5 класса представил клип «Защитим планету ВМЕСТЕ!». Ученики 5 и 10 класса создали видеоролики ««Защитим город от мусора» и «Чистое будущее – в чистом настоящем!!!».

Педагоги провели открытые мероприятия в 5, 8 и 9 классах по функциональной грамотности по теме «Энергосбережение», а также организовали и провели квест-игру «Городская прогулка», одна из задач игры - уметь объяснять проблемы рационального использования и экономии энергоресурсов на примере математических задач и текстов экологической направленности. Например, локация «Дом» содержит такое задание:

1. На пересылку спама ежегодно затрачивается 33 миллиарда кВт/ч электроэнергии, что сопровождается выбросом в атмосферу около 17 миллионов тонн углекислого газа (как 3 млн. автомобилей). Какое количество домов можно обеспечить этой электроэнергией, если в среднем на один дом ежегодно тратится около 13750 кВт/ч?

2. Известно, что сэкономленного в быту киловатт-часа электроэнергии достаточно для выработки 5 килограммов растительного масла и 14 кг муки. Сколько можно выработать масла и муки, если сэкономить 1000 кВт/ч?

Коллектив МКОУ «Школа-интернат №26 г. Нижнеудинск»

В школе –интернате № 26 были организованы конкурсы буклетов по энергосбережению, тематическая выставка рисунков и плакатов, но самым важным педагоги считают подготовку открытого письма к жителям г. Нижнеудинска.

Открытое письмо к жителям г. Нижнеудинск

Дорогие земляки!

По поручению коллектива обучающихся и педагогов МКОУ «Школа-интернат №26 г. Нижнеудинск» к вам обращается инициативная группа НОУ «Поиск». Поговорить хотелось бы об экологии, да-да, опять об этой науке взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Хотя сегодня экология это уже не просто наука, это – новое мировоззрение.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, – значит, пересесть из него просто некуда» – писал Антуан де Сент-Экзюпери. Поэтому люди должны изменить своё потребительское отношение к природе. Охранять природу необходимо не потому, что она наше богатство, а потому, что она самоценна: человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может.

Давайте пройдёмся по улицам нашего города.

Брошенные окурки, банки и бутылки, отходы вокруг переполненных контейнеров, свалки в местах отдыха, к сожалению, стали частью нашей действительности. Мы порой даже не обращаем на это внимания – привыкли что ли, или не понимаем, что через пару-тройку лет это может сыграть с нами плохую шутку.

Твердые бытовые отходы – один из важных загрязнителей природы. Человек ежегодно «производит» около 300 кг твердых бытовых отходов: бумагу, стекло, пластмассу, ткани.

Помните! Свалки смешанных бытовых отходов загрязняют окружающую среду ещё 100 лет после их закрытия!

Например, пластиковый мусор, разлагаясь очень медленно, выделяет при этом метан, который усугубляет развитие парникового эффекта.

Или обыкновенная батарейка. На ней есть значок в виде перечеркнутого мусорного контейнера, который служит напоминанием о том, что их нельзя выбрасывать вместе с другими отходами. Использованные батарейки содержат тяжелые металлы, которые загрязняют окружающую среду. Одна пальчиковая батарейка может отравить 1 кубометр почвы или 400 литров воды.

В лампах подсветки, как и в энергосберегающих лампах, используется ртуть. При попадании в организм человека она провоцирует: выпадение волос, нарушения нервной системы, снижение иммунитета из-за гибели клеток иммунной системы, вследствие чего почти любая инфекция может привести к смерти.

Выход? Выход в переработке вторичных ресурсов, это обходится гораздо дешевле, чем производство новых изделий с нуля. Во-первых, не требуется колоссальных энергетических затрат. Во-вторых, уменьшается использование не возобновляемых ресурсов – руды, кокса, древесины и т.д. Кроме того, вокруг станет значительно меньше мусора и специализированных свалок. Возможно, стоит возродить советские традиции и устроить новые соревнования по сбору вторичных ресурсов?

Какую лепту может внести каждый из нас в решение этой проблемы. В нашей школе прошёл диспут: «Откуда берется и куда девается мусор?» Среди участников не было равнодушных, каждый получил возможность высказать свой взгляд на ситуацию, рассказать о своем семейном способе решения проблемы мусора, и предложить пути решения проблемы.

Были радикальные предложения – штрафовать людей, которые мусорят, как это сделано во многих странах на западе, например, штраф в 1000 рублей. Следить за этим будут: полиция, камеры слежения, добровольцы, которые будут наделены правами штрафовать непослушных граждан, и вскоре не бросать мусор – войдет в привычку.

Второй вариант – сделать специальные контейнеры для мусора, например: пластик кидать в один, а стекло в другой бак. Таким образом, мусор будет быстрее перерабатываться, и не будет гнить в одном контейнере.

Ещё один вариант решения проблемы – замена полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок на бумажные пакеты и стеклянные бутылки или увеличение цены на полиэтиленовые пакеты. Следовательно, уменьшится количество пластика на земле!

Нужно задуматься и действовать уже сейчас, ведь завтра может быть поздно. Каждый человек должен понять, что через десяток лет мы можем остаться без плодородных почв, без животных, без чистого воздуха, без чистой питьевой воды, без всего этого наша жизнь не имеет смысла, мы и наша планета можем перестать существовать.

В заключение, хочется сказать, что не важно, кто ты – ребенок, взрослый, подросток. Важно задуматься о нашем будущем. А что есть наше будущее? Это много факторов, среди которых есть и экология. Несмотря на огромные масштабы, проблема с экологией все-таки решаема, и если каждый человек будет помогать природе вставать на ноги, она начнет жить и дышать заново. Как можно помочь ей? А давайте начнём с правильного распределения мусора, а дальше ...дальше по ситуации. Все возможно, если постараться.

Председатель НОУ «Поиск», ученица 11 класса Лобенко Анастасия

Безусловно, энергосберегающая культура формируется не в один день, но Международный День Энергосбережения, как день единых действий, позволяет объединиться в едином порыве сберегать ограниченные ресурсы планеты, понимать причину изменения климата и необходимость практических действий по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу Земли, а также думать о мерах адаптации к меняющимся условиям жизни.

Обзор подготовила Кошкарева Л.Г., методист ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», региональный координатор проекта ШПИРЭ.

Тип информации: