Современное экологическое движение в России: проблемы и тенденции развития

Александр Калинович Веселов

председатель Союза экологов Республики Башкортостан, канд. юр. наук

Тезисы доклада на 11-й внеочередной конференции РСоЭС

1. Основные факторы влияния на состояние экодвижения в России:

  • внешнеполитическая обстановка, частичная изоляция России от международного сообщества, резко сузившие возможности экологической общественности России по международному взаимодействию в решении глобальных экологических проблем;
  • изменение общественных ценностей, культивирование государством потребительского отношения к природным ресурсам, живой природе и обществу, поощрение правового нигилизма в сфере охраны окружающей среды, приоритета капитала перед общечеловеческими интересами, выхолащивание сути гражданской конституционной обязанности охранять природу;
  • декларирование государством природоохранных лозунгов с одновременной либерализацией природоохранного законодательства в интересах бизнеса, сокращение объема прав общественных организаций;
  • рост латентности экологических преступлений, повышение коррупциогенности правоотношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, при снижении мер уголовной ответственности и сужении судебной практики. Из 17 составов УК РФ, устанавливающих ответственность за экологические преступления, работают только 3 (лесонарушения, нарушения правил рыболовства и охоты). В общей структуре преступности в РФ до судов доходит не более 1,2 % дел по экологическим преступлениям. Почти отсутствуют доведенные до суда дела по взяточничеству, злоупотреблениям, бездействию, загрязнению окружающей среды в данной сфере;
  • резкое сокращение возможности финансирования проектов общественных экологических организаций от международных организаций и фондов, сложность (до невозможности) получения финансирования из российских источников независимыми от органов власти общественными экологическими организациями (ОЭО);
  • усиление в российском законодательстве правовых механизмов, регулирующих контроль государства за деятельностью ОЭО, последовательное ужесточение требований законодательства об иностранных агентах, навешивание на ОЭО ярлыков из разряда «пятой колонны»;
  • осуществление в отношении независимых ОЭО политики искусственной маргинализации общественного движения;
  • низкая правовая грамотность актива ОЭО;
  • при всеобщности для всех социальных групп идеи и проекты обеспечения экологической безопасности слабо воспринимаются некоммерческими организациями иной направленности;
  • сужение информационного пространства для ОЭО, цензура в государственных СМИ на проблемную экологическую информацию;
  • создание промышленно-государственным лобби обстановки существенного снижения престижности природоохранной деятельности, особенно в формате общественных движений и гражданских инициатив.

2. Результаты влияния или основные характеристики современного экологического движения:

  • отсутствие единства экологического движения России, его разобщенность, разделение по интересам и мотивам (прогосударственные ОЭО, созданные крупным бизнесом ОЭО, филиалы международных ОЭО, неправительственные ОЭО, инициативные группы и т.д.);
  • утрата координации экологического движения на национальном уровне с тенденцией смещения центра экологического движения России из Москвы в Санкт-Петербург;
  • снижение массовости в независимых ОЭО, членства и волонтерства в общественных организациях (особенно в ОЭО, не имеющих финансирования);
  • разрыв поколений в ОЭО (малочисленность людей среднего возраста и уход «старой гвардии»);
  • быстрая ротация молодежи в активе ОЭО (эффект утраты романтики экологических акций с заменой на прагматические интересы);
  • снижение поддержки ОЭО со стороны населения под влиянием пропаганды и ориентирования основной массы населения на меркантильные цели. Большая часть населения не понимает мотивацию деятельности в рамках ОЭО, склонно рассматривать в деятельности актива ОЭО корыстные интересы.
  • упрощение процедуры регистрации общественных и иных некоммерческих организаций привело к росту их числа, но в крупных городах. Деятельность ОЭО в малых городах и районах практически невозможна;
  • увеличивается число инициативных групп, пытающихся решать прикладные природоохранные проблемы, непосредственно нарушающие их право на благоприятную окружающую среду;
  • большинство ОЭО в России являются «лидерскими» организациями, с преобладанием небольшого актива во главе с руководителем организации;
  • существенно сократилось число известных ОЭО, занимающихся участием в формировании и реализации экологической политики в регионах или на федеральном уровне, упал уровень политического влияния российских подразделений зарубежных экологических организаций;
  • почти полностью ликвидировано медиа-пространство ОЭО, исчезли СМИ, выпускаемые независимыми общественными организациями (редкое исключение – газета «Берегиня» и некоторые другие, – государственные СМИ отказываются, как правило, публиковать материалы ОЭО, особенно по серьезным экопроблемам, а также их анализ данных статистики в сфере ООС и заболеваемости населения);
  • сокращены правовые возможности для ОЭО по осуществлению общественного экологического контроля;
  • участились случаи создания ОЭО в целях осуществления общественного экологического шантажа и вымогательства, а также создание ОЭО в целях «отмывания» экологических денег, что дискредитирует общественное движение в целом;
  • отмечается явный рост профессионализма актива ОЭО, сохранивших свой потенциал в 90-х и 2-х тысячных годах. Это уже зачастую профессиональные общественные деятели.

3. Правоспособность общественной экологической организации В соответствии со статьей 27 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение в целях осуществления уставных функций имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Но данные права имеют только зарегистрированные ОЭО, имеющие статус юридического лица. Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 18 ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. То есть значительную часть уставных функций можно осуществлять без регистрации ОЭО. ФЗ «О основах общественного контроля», к сожалению, не предоставил право ОЭО проводить проверки предприятий-природопользователей и заслушивать должностных лиц ОМСУ и госорганов, но эти формы деятельности и раньше были маловыполнимы. В любом случае возможность реализации ОЭО функций общественного контроля всегда зависела от авторитета и профессионализма общественной организации и ее лидеров, умением искать и находить союзников и единомышленников во всех сферах общественной жизни. 4. Принципы и формы развития общественного экологического движения в России:

  • развитие ОЭД на принципах патриотизма (охранять природу, значит, охранять Родину);
  • установление конструктивного диалога и налаживание взаимодействия с правозащитными, женскими, ветеранскими, детскими и иными некоммерческими организациями;
  • профессиональный общественный экологический контроль, общественная экспертиза;
  • взаимодействие с принципиальными и компетентными представителями органов власти и органов местного самоуправления, политических партий, депутатами;
  • содействие органам прокуратуры и иных правоохранительным органам в осуществлении государственного надзора за природопользованием и охраной окружающей среды;
  • проведение массовых общественных акций, понятных населению, массово-разъяснительная работа, работа со СМИ, помощь населению;
  • поиск внутренних источников финансирования на природоохранные проекты в России (использование президентских грантов, грантов РГО, коммерческих организаций и фондов, банков и т.д.);
  • плотный взаимовыгодный союз с объединениями экологических предпринимателей;
  • инициирование законодательных норм и подзаконных актов в регионах и на федеральном уровне;
  • создание межведомственных и межсекторальных советов по вопросам природопользования и экологии, взаимодействие с общественными советами при госорганах и общественными палатами;
  • повышение уровня правовой подготовки актива ОЭО;
  • борьба за «чистоту рядов» среди общественных экологических организаций;
  • поддержка активистов, подвергающихся преследованиям;
  • наличие офиса, сайта и доступных контактов общественной организации;
  • умение зарабатывать финансовые средства на оказании экологических услуг;
  • обязательное использование судебных процедур для защиты общих и частных экологических интересов;
  • участие в экологической политике в регионах и в центре и это должно стать главной функцией экодвижения в России;
  • повышать престиж общественной природоохранной деятельности всеми способами.

Самое главное – всем нужно уяснить, что охрана окружающей среды - не только благородное, но и крайне необходимое для людей дело, что иного выхода у населения планеты нет, и при таком подходе нас должны понять и поддержать здравомыслящие и адекватные люди на всех уровнях власти и даже в бизнесе. Уверен, что экологическое движение России в ближайшие годы преодолеет искусственно созданный кризис, приобретет новые импульсы развития и новых союзников, займет свою политическую нишу в стране, будет способствовать модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедрять экологически эффективные технологии и взаимодействовать с мировым сообществом в решении глобальных проблем нашей цивилизации. А. К. Веселов. envlaw@mail.ru 18 октября 2015 г.

Тип информации: