Позиция Общероссийской общественной организации «Социально-экологический союз» по обращению с коммунальными отходами.

В России резко обострилась проблема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Большинство действующих объектов по захоронению ТКО переполнено, они не соответствуют действующим экологическим и санитарно-гигиеническим нормативам, степень утилизации (рециклинг, регенерация и рекуперация) полезных компонентов отходов недопустимо низкая, вместе с ТКО происходит захоронение опасных отходов (ртутные лампы, химические источники тока и т. п.), растут тарифы на вывоз ТКО для населения, возрастает негативное влияние отходов на окружающую среду.

Создание новых полигонов и мусоросжигательных заводов (МСЗ) и вывоз отходов для захоронения в другие регионы не решают, а усугубляют проблему. В регионах, где планируется прием отходов мегаполисов или строительство МСЗ, растет социальное напряжение.

Причины обострения проблемы:

 

  • Неэффективно реализуется реформа обращения с ТКО, инициированная принятием поправок в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления".
  • Большинство регионов пренебрегает заявленными целями национального проекта «Экология» России, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», положениями Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 84-р),
  • Не исполняется приоритетный порядок обращения с отходами, прописанный в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ и в ГОСТ Р 56828.31-2017, ГОСТ Р 53692-2009. Региональные и муниципальные власти на практике ориентируются на сжигание (инсинерацию) и захоронение отходов, в том числе создание новых свалок.
  • Реализации реформы мешают юридические противоречия и усложненные формальные процедуры организации работы по обращению с ТКО, которые сдерживают построение экономически и экологически эффективной системы обращения с отходами по всей стране.
  • Малые компании необоснованно дискриминируются в созданной системе по заготовке и переработке отходов.
  • Основные принципы государственной политики в области обращения с ТКО, заявленные в ФЗ «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ, статья 3), на практике реализуются недостаточно.

 

РСоЭС считает, что стратегия и практические действия по обращению с отходами должны строиться строго следуя ИЕРАРХИИ обращения с отходами, основанной на ФЗ 89 и ГОСТ Р 56828.31-2017 (Национальный стандарт РФ «Наилучшие доступные технологии Ресурсосбережение. Иерархический порядок обращения с отходами») в следующем приоритетном порядке:

 

  • максимальное использование исходных сырья и материалов;
  • предотвращение образования отходов;
  • сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
  • повторное (если возможно — многократное) использование отработавших установленный срок изделий и ресурсов;
  • утилизация отходов с получением вторичных материальных ресурсов;
  • сжигание отходов ля получения энергии (только тех отходов, которые не могут быть повторно использованы или переработаны);
  • конечное размещение опасных отходов на полигонах (только тех отходов, которые не могут быть повторно использованы, или переработаны, или использованы для получения энергии);
  • уничтожение опасных отходов (сжигание) при отсутствии других технологий.

 

Для предотвращения образования отходов необходимо системное изменение принципов производства и потребления, внедрение принципов циклической экономики и экономики совместного потребления как наиболее эффективных способов использования ресурсов (обмен услугами, предметами, совместное использование транспорта и пр.)

Сокращать объемы производимого немедицинского пластика, в том числе одноразовых товаров и упаковки необходимо. Недопустимо считать любые одноразовые «замены» адекватной альтернативой одноразовому пластику.

Раздельный сбор и переработка – необходимые условия решения проблемы и получения вторичных материальных ресурсов.

Пищевые отходы обязательно должны отделяться на стадии сбора ТКО от источника отходов с последующей переработкой в полезный ресурс (компост, биогаз). Это условие эффективной переработки ТК позволит увеличить количество и качество вторсырья, пригодного для переработки.  

 

Эффективное устойчивое обращение с отходами производства и потребления зависит от государства, общества и бизнеса. Каждый сектор должен внести свой вклад.

 

Ответственность государственных органов

 

Необходимо принятие долговременной стратегии (например, до 2050 г.), имеющей конечной целью многократное уменьшение объема производимых ТКО, а также Плана действий с целями по годам по уменьшению образования отходов за счет сокращения потребления ресурсов, более рационального проектирования и предотвращения образования отходов (дизайн, долговечность, ремонтопригодность, нетоксичность, перерабатываемость и т. д.).

Необходимо поставить цели по сокращению образования ТКО и включить их в экологические и экономические показатели оценки эффективности управления регионами и муниципалитетами.

Мы считаем, что нужно вновь ввести систему муниципального экологического контроля, которая позволит эффективно и оперативно решать экологические проблемы, связанные с нерациональным обращением с отходами на местах.

Пластиковые отходы представляют особую проблему для окружающей среды и составляют в отдельных регионах России более 40 % объемной доли в ТКО, поэтому в государственной политике и практике необходимо следовать лучшим существующим российским и зарубежным примерам в области сокращения образования пластиковых отходов. Их примерами являются Директива Европейского союза 2019/904 от 05.06.2019 по сокращению влияния некоторых пластиковых продуктов на окружающую среду и Распоряжение Комитета по культуре Ленинградской области от 27.02.2018 №01-04/18-45 «О запрете использования пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов и упаковок при проведении культурно-массовых мероприятий».

Необходимо безотлагательно дополнить существующие нормативно-правовые акты положениями о сокращении оборота и запрета производства, продажи и использования одноразовых пластиковых продуктов, в первую очередь трудноперерабатываемых, немаркированных, композитных, ПЭТ-пленки, сокращения содержания в товарах и упаковке этих типов пластика, биопластиков и оксополимеров, а также запретить использование микропластика в косметических и бытовых средствах для предотвращения загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почвы) микропластиком.

Необходимо повсеместно внедрить систему зеленых государственных закупок, справедливых тарифов в зависимости от объема производимых отходов и другие решения, способствующие максимально благоприятному построению комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Крайне важно обеспечить повсеместный раздельный сбор и накопление отходов со стороны региональных операторов, региональных и муниципальных властей, с осуществлением общественного контроля этой деятельности.

Необходимо поддерживать существующие перерабатывающие мощности как малых, так и крупных компаний, а не инвестировать в проекты, опасные для здоровья граждан и окружающей среды, такие как МСЗ и новые полигоны. Существующие перерабатывающие предприятия испытывают нехватку сырья, работают не на полную мощность и вынуждены закупать вторсырье из-за рубежа. Необходимо выстроить систему сбора и распределения отходов так, чтобы вторсырье от источника поступало к имеющимся переработчикам.

Федеральные и региональные органы власти обязаны обеспечить надлежащий контроль за захоронением и обезвреживанием отходов.

Необходимо повсеместно обеспечить такую процедуру принятия решений и согласования проектов с участием всех заинтересованных сторон: производителей отходов в лице жителей (индивидуально и в лице общественных групп) и производителей товаров и услуг, субъектов общественного контроля, региональных операторов, ответственных от органов федеральной, региональной и муниципальной власти за реализацию национального проекта «Экология» в части обращения с ТКО в соответствии с ФЗ № 89, контрольно-надзорных органов власти, и иных заинтересованных лиц и организаций; чтобы права, свободы и законные интересы всех участников процесса обращения с ТКО учитывались в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации и Поручением президента Российской Федерации ПР-1418 от 20 июля 2019 года (http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/61081).

 

 

Ответственность коммерческих структур

 

Необходимо внедрять на предприятиях всех форм собственности международные и национальные стандарты качества (например, ИСО серии 14000, ГОСТы по обращению с отходами, по бережливому производству и др). Внедрение этих стандартов дает конкурентное преимущество и обеспечивает уменьшение потребления ресурсов на всех этапах жизненного цикла продукции.

Промышленные и торговые предприятия должны внедрять добровольные меры, экономически выгодные в средней и долгосрочной перспективе, в следующих направлениях:

 

  • Отказ от производства одноразовых товаров немедицинского назначения.
  • Отказ от использования трудно перерабатываемых материалов (био- и оксоразлагаемые пластики, многослойные материалы, смешанные пластики).
  • Развитие системы оборотной тары, где это возможно, включая ее сбор и переработку по истечению срока службы.
  • Обязательное маркирование всех материалов, из которых произведен товар (в случае технической невозможности маркирование товара с указанием всех материалов, входящих в его состав.)
  • Отказ от лишней дополнительной упаковки (пластиковая пленка и проч.) на этапе транспортировки и реализации, организация сбора упаковки для дальнейшего повторного использования и переработки.
  • Развитие системы сбора упаковки от потребителя (те и сходные типы упаковки, которые производит данный производитель) для ее дальнейшего повторного использования или преобразования во вторичные ресурсы как в рамках Расширенной Ответственности Производителя, так и вне ее.
  • Торговым предприятиям следует предоставлять возможность альтернативных многоразовых упаковочных решений (сумки, тару, фасовочные мешочки) и обеспечить информирование покупателей о преимуществах экологической упаковки. Важно увеличить в ассортименте долю развесной продукции без упаковки и обеспечить возможность использования собственной тары покупателя при покупке такой продукции в соответствии с пунктом 8.11 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП2.3.6.1066-01».
  • Торговым предприятиям следует сократить и в перспективе полностью исключить использование одноразовых пластиковых изделий для продукции на вынос и при предоставлении услуг (полиэтиленовые пакеты, пленка, полистироловые поддоны для фасовки и пр.), развивать систему возврата тары (пандоматы).

 

Ответственность общественных организаций

 

РСоЭС считает, что общественности необходимо направить свои усилия на такие приоритеты:

 

  • Информирование населения об экологическом стиле потребления, стиле жизни по принципу «Ноль отходов», разработка и распространение образовательно-просветительских материалов.
  • Использование всех возможностей для продвижения устойчивого и безопасного обращения с отходами: обращения в органы власти, защита интересов общественности через общественные советы при государственных органах власти разного уровня, требование предоставления экологической информации по вопросам обращения с ТКО.
  • Участие в общественных слушаниях по проектируемым объектам и проектам, связанным с ТКО, предложение изменений в национальные проекты «Экология» и «Здоровье»,
  • Проведение или участие в общественных экологических экспертизах проектной документации по обезвреживанию и размещению отходов, рекультивации объектов размещения отходов.
  • Продвижение изменений территориальных схем и региональных целевых показателей в области обращения с отходами.
  • Развитие института общественного экологического контроля.
  • Объединение малых инициатив, консолидация общественности и организация согласованных акций и мероприятий, привлекающих внимание к проблемам, связанным с обращением с отходами.
  • Предоставление консультаций представителям власти и жителям по вопросу грамотного управления отходами на основе имеющегося у общественных организаций экспертного потенциала.
  • Сбор и распространение успешных примеров по сокращению образования отходов (в том числе отказа от одноразового пластика) в разных секторах.
  • Участие в создании стратегий и рекомендаций для государственных учреждений, бизнеса, образовательных учреждений, по организации деятельности в соответствии с концепцией «Ноль отходов».
  • Сотрудничество с муниципальными властями в экологическом просвещении населения, организации раздельного сбора отходов, развитии малого предпринимательства и проведении общественных экологических экспертиз.

 

Позиция принята 15-й конференцией ООО «Социально-экологический союз» 9 ноября 2019 г.

Позиция по ТКО в pdf