Климатический план Парижа: достичь углеродной нейтральности к 2050 году

     В Агентстве по городской экологии мэрии Парижа уже более 10 лет работают над Климатическим планом Парижа. О целях, задачах и уже полученных результатах представителям Климатического секретариата РСоЭС рассказал Ян Франсуаз, глава департамента по климатической, энергетической стратегиям и стратегии циклической экономики.

Климатический план 2007-2012

Первый Климатический план Парижа (далее - Климплан) был разработан на срок 2007-2012 годы, его обновляют каждые 5 лет.

Приоритетное направление первого Климплана касалось транспорта - с 2004 по 2010 гг на 50% были снижены выбросы СО2, связанные с транспортом, в Париже в первую очередь за счёт улучшения качества двигателей и новых ограничений для производителей автомобилей от ЕС. Был отдан приоритет общественному транспорту, велотранспорту, пешеходным зонам. Было 150 км велодорожек, построено дополнительно 700 км. Организованы велопарковки c арендой на 23600 велосипедов. Продлены ветки метро вокруг Парижа и построено 24 км трамвайных путей.

Удалось добиться снижения использования энергии в жилом фоне. В первую очередь в социальном жилье, 36200 единиц жилья попали под программу обновления жилья, в последствии чего счета за электроэнергию резко снизились. Реновация 240 школ позволила на 30% снизить потребление энергии в них. На крышах домов было установлено 50000 м2 солнечных электрических панелей.

Каковы особенности нового Климатического плана Парижа?

Новый план принят в 2017 году после прошедшей в Париже 2015 году Конференции по климату COP 21. На его разработку ушло 18 месяцев работы. Были проведены консультации со всеми заинтересованными сторонами: гражданами, ассоциациями, университетами, частными компаниями и т.д. В консультациях приняло участие 700 чел, было организовано 30 тематических групп, проведено 100 часов работы в группах. Участникам предлагалось помечтать об углеродной нейтральности Парижа к 2050 году.

Самый важный вопрос – что означает углеродная нейтральность в рамках города Парижа площадью 105 км2? В рамках планеты – это такой уровень выбросов CO2, который способны поглотить наши леса, океаны. Необходимо было понять, каковы основные источники выбросов СО2 в Париже. По оценкам, в 2014 году выбросы СО2 в Париже составили 25,6 млн тонн, при этом 2/3 выбросов производятся вне Парижа (19,6 Мт) – это региональные и глобальные выбросы, среди них большинство выбросов производят самолетные грузопассажирские перевозки, производство продуктов питания. Непосредственные выбросы в городе – от зданий, транспорта, деятельности города – составляют 1/3 общего уровня выбросов СО2 (6 Мт в 2014 году).

Зона ответственности мэра Парижа – это 2% от всех действий, которые необходимо сделать для снижения уровня выбросов СО2. Обновление парка жилья, регулирование мобильности и транспортной логистики, обращение с отходами – реализация мер в этих сферах поможет снизить выбросы СО2 на 25 % от общего уровня (который включает локальные, региональные и глобальные выбросы).

75% всех выбросов, включая глобальные и региональные, происходит от деятельности крупных инфраструктур государственного подчинения и частных компаний, от деятельности граждан, поэтому к разработке и выполнению целей Климатического плана необходимо привлечь максимальное количество участников.

73000 человек из 2,2 млн парижан участвовали в голосовании - за принятие нового Климатического плана проголосовали 95%. В последние 2 года действует программа «Волонтёры климата». За это время было привлечено 25000 волонтёров, которые реализуют меры у себя в районах, способствуя выполнению целей Климплана. Раньше привлекали людей для обсуждения Климплана раз в 5 лет, теперь принято решение об общем управлении с участием всех сторон. Собрание общественности проходит раз в год.

Цели и задачи нового климатического плана – достичь углеродной нейтральности к 2050 году

В новый Климплан внесены цели и задачи к 2030 и к 2050 году. За 100% взяты выбросы 2004 года. Цель к 2030 году - на 50% снизить локальные выбросы, на 40% глобальные. Цель к 2050 году - 100%-о снизить локальные выбросы, и способствовать снижению глобальных выбросов, входящих в углеродный след города, на 80 %. Новый Климплан более амбициозный, чем предыдущий. Добавлены темы, касающиеся необходимости лучшего управления, привлечения большего количества людей и финансов, и необходимость адаптации к последствиям изменения климата. В плане 100 пунктов. Учитывая цели нового плана, с 2020 по 2030 год нужно резко увеличить усилие, по словам Яна Франсуаза – это должно быть «переломное десятилетие».

Чтобы достичь нулевых выбросов на местном уровне к 2050 году в Париже планируется в 2 раза снизить потребление энергии и перейти на 100% ВИЭ, при этом 20% возобновляемой энергии должно производиться в Париже. Краткосрочная цель – снизить  потребление энергии на 35% к 2030 году и на 45% получать энергию от ВИЭ, включая 10% от локальных источников. При этом сейчас только 5 % энергии Париж получает от ВИЭ.

Как Париж собирается это сделать? ВИЭ в Париже – это, в первую очередь, геотермальная энергия и солнечная. Чтобы приблизиться к цели 2050 года, нужно будет использовать 20% крыш Парижа под установку солнечных фотопанелей. Для этого в Париже планируется создание объединений граждан, которые будут идентифицировать приемлемые для установки панелей крыши. В ближайшем пригороде Парижа городе Венсен в цветочном парке планируется строительство солнечной электростанции на 5-10 тыс.м2. В геологическом бассейне Парижа расположено несколько формаций, которые могут эксплуатироваться для поддержания систем отопления и кондиционирования. С помощью геотермальных источников Париж планирует получать 330 дополнительных ГВт энергии в год к 2050 году относительно настоящего времени. В Париже уже строится энергоэффективный район Клиши-Батильон, в котором здания получают геотермальную энергию через скважины глубиной 800 м. Также Париж осуществляет эксперименты с использованием тепла от сточных вод - в 2020 году такой проект будет реализован в 11 квартале в районе городской мэрии. Из-за климатических изменений предполагается, что потребность в работе систем кондиционирования возрастет, и это составит 10% от всей энергии, потребляемой в 2050 году. В Париже 200000 источников света, к 2030 году планируется на 50% снизить потребление энергии источниками освещения через установку специального оборудования, например, датчиков движения. В целях «озеленения» энергии Париж развивает партнерство с окружающим регионом Иль-де-Франс, с национальными и европейскими сетями. Так, к 2030 году планируется вырабатывать 9ТВт биогаза, к 2050 году установить 50 км2 солнечных фотопанелей и 3000 ветровых турбин в регионе Иль-де-Франс. Париж готов поддерживать поставщиков возобновляемой энергии через присуждение «зеленых» сертификатов.

    

Жилье. Цель - снизить энергопотребление жилья в 2 раза через проведение энергоффективной реновации 1 млн единиц жилья за 30 лет, для этого, по словам главы Департамента, нужно ускориться в 25 раз в сравнении с современным темпом. Жилищный сектор ответственен за 80% потребляемой энергии  и 20% углеродного следа.

Транспорт. В Париже вводится запрет на передвижение по городу автомобилей на дизельном топливе к 2024 году, на бензине – к 2030 году, к 2050 году только на биогазе (40%) и на электричестве (60%). С 2020 года в автошколах Парижа будут обязаны учить экологически дружественному вождению со скоростью до 30 км/ч для минимизации выбросов СО2 в атмосферу. Развитие пешеходных зон, строительство новых велодорожек и доступность общественного транспорта (расширение существующих линий электропоездов и автобусов на электричестве) – также в приоритете. Планируется создание доступных коворкингов с неограниченным доступом к интернету (к 2030 году – на базе помещений мэрии) для минимизации передвижения по городу и организации встреч (видеоконференций, звонков) дистанционно. Будет организовано больше парковочных мест для кар-шеринга. Возможность альтернативной электрической, газовой энергии планируется предоставить гражданам – места для подзарядки электрокаров. Также в плане продолжение создания велодорожек и велопарковок (новые 10000 парковок будут построены), обучение безопасному вождению на велосипедах школьников до 2025 года.

    

Париж - один из тех городов, которые включают в свой углеродный след полеты парижан на самолетах на отдых. Парижане увеличили использование самолётов на 29% с 2004 года. Предполагают заменить керосин на биотопливо на авиалинии Париж-Тулуза.

Питание. Производство мяса - важный источник выбросов СО2. Можно на 56% снизить выбросы за счет смены диеты – меньшее потребление мяса и рыба. 15 лет реализуют программу улучшения питания в школах, детсадах Парижа, налаживают поставки местных биопродуктов. В школах введен День без мяса и такие дни планируются к введению во всех организациях. Важно наладить связи Парижа с окружающей его сельскохозяйственной территорией – к 2030 году 50% еды, поставляемой в Париж, должно быть из Иль-де-Франс, к 2050 – 75 %.

Обращение с отходами. Политика Парижа, как и всего Европейского союза, по обращению с отходами строится на иерархии – предотвращение, повторное использование, переработка, сжигание, захоронение.

Для предотвращения образования отходов планируется развитие новых систем распределения товаров – продажа на развес и без упаковки, борьба с образованием пищевых отходов, развитие городского компостирования. К 2030 году на каждые 100000 жителей должен быть 1 магазин с развесными продуктами без упаковки. Во Франции 10 млн тонн пищевых продуктов в год, приемлемых для еды, становятся отходами. В Париже эта цифра в три раза выше среднего уровня страны - парижанин выбрасывает в год 26 кг еды. В стране уже много лет работают Продуктовые банки – организации, которые осуществляют сбор непроданных продуктов в магазинах и распределяют по локальным ассоциациям. Краткосрочный план – на 50% снизить образование пищевых отходов между 2015 и 2025 годом через сбор в магазинах, ресторанах, в школах. Мэрия Парижа поддерживает организацию мероприятий с концепцией «ноль отходов».

Мэрия продвигает развитие законодательства, по которому каждый продукт не может быть продан без сертификата о многоразовости, перерабатываемости и пригодности к починке. Планируется создание 20 центров по починке и перераспределению вещей к 2020 году.

Цель Парижа - нулевое захоронение к 2050 году, на 50% снизить к 2030 году. При этом только 17 % из одного миллиона тонн отходов в Париже перерабатывается, 80 % отходов домовладений идет на сжигание. Для увеличения количества перерабатываемых отходов, планируется распространение понятных и универсальных инструкций по сортировке, широкое распространение сортировочных систем в общественных местах. Планируется создание 1000 сортировочных станций в Париже к 2020 году. Так как три мусоросжигательных завода в Париже уже функционируют, раздельный сбор недостаточно эффективен, а главная цель – отказаться от захоронения, отказ от мусоросжигания в краткосрочной перспективе не предвидится, хотя до 20% от массы сожженных отходов – это зола. Подробнее об этом в отдельной статье об обращении с отходами в Париже и во Франции.

    

По «Плану компостирования» сбор пищевых отходов сейчас организован в двух из 20 округов Парижа, но планируют организовать везде. В такую систему входит маленький контейнер на площадке и маленькие сумки для домовладений, вывоз осуществляется 2 раза в неделю. Цель – установка 1000 коллективных компостеров к 2020 году. Сейчас строится один небольшой биогазовый завод. И еще 2 средней и большой мощности планируются к постройке в окрестностях Парижа. Париж продвигает введение налога на печатную продукцию, чтобы меньше бумаги использовали организации. Одна из проблем – мэрия Парижа обладает недостаточной информацией о том, какие отходы образуются у организаций, и забираются частными компаниями. Что затрудняет организацию специализированной системы сбора отходов.  

Париж планирует вводить раздельный сбор урины – эксперимент будет осуществлен в некоторых коттеджных экокварталах к 2030 году. Такая мера будет способствовать тому, чтобы меньше азота и фосфора поступало на очистные сооружения и в Сену и меньше воды для слива использовалось. Это мера адаптации к последствиям изменения климата и ответственное использование природных ресурсов – получение удобрения для сельского хозяйства.

Адаптация к последствиям изменений климата.

Адаптация – отдельный важный вопрос, так как в Париже прогнозируется учащение жарких периодов, периодов засухи, и, наоборот, периодов сильных дождей, штормов и наводнений. Прогнозируются более мягкие зимы за счет повышения средней температуры на 2-4 градуса. Аномально жаркое лето 2003 года может стать нормальным летом 2050 года.

Стратегия адаптации по изменению климата включает 4 зоны мер: защиту Парижа от экстремальных последствий изменений климата; защиту от нехватки воды, энергии, продуктов питания; благоустройство; совместное сосуществование жителей в случае учащения климатической миграции.

По плану адаптации, каждый парижанин должен находиться в 7-9 минутах от «островов холода». В Париже летом 922 острова холода днем, 212 ночью – это как зеленые зоны, так и общественные здания с кондиционированием. Уже функционирует мобильное приложение, актуальное в летнее время, информирующее жителей о местонахождении таких островов холода и  лучшем способе до них добраться. Планируется увеличение количества фонтанов с питьевой водой в городе.

Последствия изменения климата опасны не только для человека, но и для биоразнообразия. Прогнозируется проявление новых комаров, новых болезней. Усилить биоразнообразие планируют за счет создания «зеленых» коридоров и «голубых» дорог вдоль рек и каналов. Развивать озеленение будут на уровне дорог (горизонтально) и фасадов (вертикально).

        

Визит прошел в рамках образовательной поездки во Францию, организованной Посольством Франции в России при содействии экологического объединения Беллона.