Мониторинг климатических действий в Республике Коми по инициативе Арктической программы РСоЭС

Общественная Палата Республики Коми по инициативе члена Палаты руководителя Арктической программы РСоЭС начала работу по мониторингу региональных климатических действий. Цель мониторинга - подготовка регионального Плана мероприятий ("дорожной карты") по адаптации к климатическим изменениям.

По инициативе руководителя Арктической программы РСоЭС, члена Общественной Палаты Республики Коми, Палата начала работу по мониторингурегиональных климатический действий с целью подготовки регионального Плана мероприятий ("дорожной карты") по адаптации к климатическим изменениям.

Республика Коми это арктический регион, ее населенные пункты расположены в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, на севере республики есть территории с вечной мерзлотой. Официально к арктической зоне относится г.Воркута, на подходе к такому статусу еще три соседних муниципалитета. 

Особое внимание изменению климата в Арктических регионах уделяет Арктический Совет ("Международное министерство Арктики"). Одно из основных сфер деятельности Рабочей группы по устойчивому развитию в Арктике (SDWG) Совета — это адаптация к изменениям климата путем снижения уязвимости природных и социально-экономических объектов через практические действия, имеющие локальную  значимость (региональную, муниципальную, на уровне каждого человека и юридического лица).

В Республике Коми пока не было столь масштабных климатических катастроф, как массовый падеж оленей на Ямале с 2016 года или наводнений с пожарами, как в Иркутской области и на Дальнем Востоке. Но, тем не менее, республика влияет на климат своими лесными и водно-болотными территориями, лесозаготовками, разработкой нефтяных месторождений. Есть еще и коксующийся уголь, но его добывается не так много в отличие, например, от Кузбасса.

РСоЭС своим мониторингом климатических действий в субъектах РФ в 2015году дал регионам понять, что проблема изменения климата важна, и надо работать по этой теме. Но после первого климатического мониторинга от РСоЭС в 2015 году в Коми так и не появилось сколь значимых общих координирующих действий. Для Республики Коми это был уже второй «звоночек». Первый для ряда регионов Северо-Западного федерального округа был в 2013 году от Баренцева Евро/Арктического Совета в общем Плане действий в сфере изменения климата в рамках сотрудничества в Баренцевом регионе от 2013 года.

На федеральном уровне климатом занимается Минприроды России, который готовит для Правительства РФ доклады о выполнении плана реализации Климатической доктрины РФ на период до 2020 г. Но у Минприроды Коми ни на сайте нет отдельного раздела по климату, ни в полномочиях, согласно Положению о министерстве, нет задачи отслеживать и координировать климатические действия по региону. Соответственно, нет и сводного законодательства по климату.

В ноябре 2018 года в республике вступило в силу новое законодательство об общественной палате принято новое положение об общественном мониторинге. Это позволяет общественной палате и другим субъектам общественного контроля достаточно хорошо отслеживать эффективность соблюдения прав и свобод, законных интересов организаций и граждан в том числе и по климатическим действиям и реагировать на их нарушения или недостаточную реализацию.Кроме того, у палаты с Минприроды Коми есть соглашение о сотрудничестве, в рамках которого можно вести совместную работу по климатическим действиям.

На первом этапе мониторинга стояла задача свести ситуацию в один документ, обновить сведения о ситуации в регионе.

По предложению руководителя Арктической программы РСоЭС Андрея Тентюкова, члена Общественной палаты Республики Коми, в деятельности палаты на 2019 год был запланирован общественный климатический мониторинг. В ходе мониторинга предполагалось изучить меры, предпринимаемые органами региональной и муниципальной власти во исполнение пунктов 42 и 43 Климатической доктрины Российской Федерации.

По подготовленному Андреем Тентюковым плану мониторинга в апреле 2019 года Общественной палатой Республики Коми были разосланы вопросы в муниципалитеты и в ряд региональных министерств и ведомств. Полученные ответы были проанализированы и палатой подготовлен первый предварительный отчет.

Первые результаты показали, что меры по адаптации в регионе не предусмотрены и не проводятся. Общественная палата Республики Коми рекомендовалаМинистерству экономики Республики Коми совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и иными заинтересованными лицами разработать такие меры для Республики с учетом положений национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14090-2019 «Адаптация к изменениям климата. Принципы, требования и руководящие указания».

Оценивая предварительные результаты мониторинга, Арктическая программа и Климатический секретариатРСоЭС сошлись в мнении о том, что в дальнейшем в части снижения влияния более пристальное внимание в регионе следует уделить энергосбережению зданий, использованию альтернативных источников энергии в виде солнца и ветра, а также инвентаризации парниковых газов (долгоживущих и короткодействующих), их источников.

Отдельный вопрос по управлению территорией с вечной мерзлотой (сохранение имущественных комплексов предприятий, муниципалитетов и республики в условиях ее нестабильности в результате таяния).

По результатам мониторинга Общественной палатой Республики Коми начато межрегиональное сотрудничество с другими арктическими регионамипо климатическим действиям в рамках совместного межрегионального соглашения о сотрудничестве от 2016 года. Общественная палата Коми направила им информационное письмо о мониторинге с приглашением к сотрудничеству. На сегодня опытом Коми в части проведения общественного мониторинга климатических действий уже заинтересовалась Общественная палата Ямало-Ненецкого автономного округа.

Полностью с докладом о промежуточных итогах можно ознакомиться на сайте Общественной палаты Республики Коми.