Авиапассажиры первыми заплатят за выбросы СО2

Ольга Подосенова

Пассажирская авиация первой из отраслей включается в мировую систему платы за выбросы парниковых газов. Российские авиакомпании уже прикидывают свои расходы – генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев в интервью агентству Интерфакс озвучил сумму 40 млн. евро в 2012 году. Представители общественных экологических организаций называют эти платежи «сбором солидарности», важным для осознания понимания «стоимости изменения климата»: раз за выбросы придется платить, значит, появятся и дополнительные стимулы их уменьшать.

Директива ЕС о включении авиации в европейскую схему торговли квотами вступила в силу в феврале 2009 года. Она распространяется на все авиакомпании, совершающие перелеты со взлетом или посадкой в одном из государств - членов ЕС. Платить за выбросы будут все авиакомпании одинаково, как стран ЕС, так и других стран. То есть хотя при перелете Пекин – Берлин платить надо за все выбросы, хотя над территорией ЕС пролегает лишь малая часть пути. Столько же будет платить, например, Люфтганза за рейс Берлин – Пекин.

С точки зрения интересов отдельных стран, нововведение ЕС, конечно, не назовешь справедливым. Логичен вопрос: почему, если европейцы взимают плату за горячий воздух, это не сделать другим странам? Есть подозрение, что выдвигая климатическую инициативу, европейцы на то и рассчитывали.

Сегодня же эта инициатива вызывает волну возмущения - новые правила Евросоюза не поддержали 22 страны. По словам первых лиц Аэрофлота, до конца 2011 г. Минтранс намерен законодательно запретить российским авиакомпаниям платить Европейскому союзу за эмиссию газов. Однако эти действия остановить односторонний европейский процесс вряд ли смогут.

Надо отметить, авиакомпании, использующие воздушное пространство ЕС, пока будут платить только за 15% выбросов. Оставшийся объем, если можно так выразиться, входит в «бесплатный пакет», но пакет это постепенно будет сокращаться. Европейцы предусмотрели и время для адаптации - чтобы не допустить резкого «взрыва» платежей (от нуля до полной оплаты выбросов) в ЕС придумана весьма хитрая схема бесплатной выдачи авиакомпаниям специальных авиационных единиц ЕС (EUAA). Единицы могут использоваться только авиакомпаниями для покрытия своих выбросов, то есть торговля этими единицами может вестись только между авиакомпаниями или обслуживающими их брокерами.

А российским авиапассажирам надо приготовиться раскошелиться – по предварительным подсчетам авиакомпании, предположительно, рейсы «Аэрофлота» в Европу могут подорожать на 2%. Uенеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев в интервью агентству Интерфакс озвучил сумму 40 млн. евро в 2012 году. К дополнительным расходам готовится не только «Аэрофлот». У "Трансаэро" они могут составить 4-4,5 млн евро, у «России» — 400 000 евро. Пока не известны точные цифры - представители авиакомпания затрудняются спрогнозировать, сколько квот им потребуется докупать или, напротив, сколько окажется в излишке.

Большинство зарубежных авиакомпаний рапортуют о «модернизации авиационной техники, согласно самым последним экологическим стандартам ЕС». Нетрудно предположить, что легче всего адаптироваться будет европейским компаниям, с 2008 года начавшим программы по снижению выбросов парниковых газов. Четыре года назад в Европе был запущен проект «Чистое небо», предполагающий достижение сокращения выбросов СО2 на 50 %, окиси азота (NOx) - на 80%, уровня шума - на 50%. Были созданы и внедрены новые модификации лопастей и турбинных установок, интегрированные дизельные двигатели, были модернизированы формы корпусов для снижения сопротивления воздуха, созданы системы рационального использования энергии воздушных судов и управления траекторией полёта. Европейская авиация пытается переходить на биотопливо, за выбросы которого плата не взимается. К примеру, "Люфтганза" весной этого года уже начала экспериментальные полеты на таком топливе.

В России от разговоров о модернизации пока воздерживаются – только о повышении цен для обычных потребителей. Но так или иначе «сбор климатической солидарности» - шаг к осознанию понимания «стоимости изменения климата». А раз за выбросы придется платить, значит, появятся и дополнительные стимулы их уменьшать.

Тип информации: