Конференция сторон 25: достичь углеродной нейтральности

Сегодня, 2 декабря, в Мадриде, Испания, открылся очередной, 25-й раунд международных переговоров сторон Рамочной конвенции об изменении климата (КС-25). Конференция сторон КС25 собрала больше 25 тысяч участников из почти 200 стран. Ожидается, что эти переговоры завершат принятие правил Парижского соглашения, которое вступает в силу в 2020 г. Российские неправительственные организации опубликовали Заявление о своих ожиданиях от переговоров и от Национальных климатических действий.

Это последний этап принятия решений об инструментах механизмах функционирования Парижского соглашения (ПС). Стороны должны договориться о финансовых механизмах ПС, которые придут на смену механизмам Киотского протокола.

Организация оказалась непростой. Изначально переговоры должны были состояться в Бразилии, но новоизбранный президент Жаир Болсонару отказался от проведения КС-25. Новой принимающей стороной стало другое государство, Чили, однако в связи с нестабильной ситуацией в стране место проведения переговоров пришлось перенести. В экстренных обстоятельствах Испания предложила провести КС-25 в Мадриде, за месяц сумев полностью организовать необходимую инфраструктуру.

В прошлом году на Конференции сторон в Катовице (КС-24) стороны успели принять основную часть правил Парижского соглашения, но не смогли договориться об отдельных механизмах. Одна из самых трудных задач – определиться с тем, как будет функционировать углеродный рынок, который регулируется 6 статьёй ПС о Механизмах Устойчивого Развития (МУР). Процесс принятия решения затянулся, так как эти механизмы включают как сотрудничество стран по снижению парниковых газов, так и развитие нерыночных механизмов – слишком комплексный вопрос для быстрого принятия решений. Общественные организации обеспокоены тем, как будут учитываться выбросы, есть опасение, что может применяться двойной учёт, тогда не придётся говорить об объективных данных. Что это значит? Например, если самолёт летит из пункта А в пункт Б, отчитываться за выбросы будут оба государства или никто, а значит, мы не узнаем итоговый объём парниковых газов, которые попали в атмосферу.

Российский социально-экологический союз выступает против передачи единиц снижения выбросов между странами, так как это решение подменяет прямые действия снижения выбросов мерами в области энергетики. Мировую общественность также волнует ряд других вопросов. Как гарантировать, что рыночные механизмы не нанесут вреда целостности окружающей среды, благополучию населения и климатическим целям? Что побудит крупнейшие страны-загрязнители активизироваться в 2020 г. для предотвращения негативных последствий от изменения климата? 

Второй важный момент, который должен решиться на КС-25 касается Зелёного климатического фонда, созданного для помощи развивающимся странам в адаптации и митигации к климатическим изменениям, а также для решения проблемы «потерь и ущербов» (англ. loss and damage) – негативных ситуаций, которые необратимы и требуют компенсации. В основном такие явления затрагивают наиболее уязвимые группы населения. Как сказал Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш на одной из стартовых сессий КС-25, уязвимые люди страдают первыми от климатических изменений и вынуждены переживать наиболее серьёзные последствия.

Ожидается, что наряду с повышением национальных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу, крупнейшие страны-эмитенты увеличат свой вклад в климатические фонды, включая Зелёный климатический фонд, который сейчас испытывает дефицит средств.

Важным документом, к внедрению которого должны подготовиться стороны конференции, является Варшавский международный механизм по потерям и ущербам. Он должен обеспечить развивающимся странам поддержку в  предотвращении и минимизации потерь и ущерба, связанных с изменением климата, а также содействовать решению проблем климатических беженцев.

В преддверии КС-25 вышли 2 новых доклада МГЭИК: по деградации земель, продовольствию и наземным экосистемам (IPCC SRCCL) и по вопросам океанов и криосферы (IPCC SROCC). Вместе с докладом по проблеме «1.5 градуса» (IPCC SR15), эти обзоры подтверждают, что все без исключения страны пострадают от изменения климата, однако наибольшая нагрузка негативных последствий в первую очередь ляжет на развивающиеся островные, прибрежные государства и страны, находящиеся в засушливых регионах.

Повышение национальных обязательств по снижению выбросов и реальное выполнение этих обещаний - ключевой аспект в борьбе с глобальным климатическим кризисом. Нынешний уровень обязательств ведёт нас по сценарию повышения глобальной температуры на 3.5 и более градусов Цельсия к концу столетия. Новые доклады независимой группы экспертов МГЭИК показывают, что страны предпринимают недостаточно действий. Для того, чтобы достичь сценария 1.5 градуса, и, учитывая рекомендации недавно вышедшего «Доклада о разрыве в уровнях выбросов», страны должны постепенно снижать свои выбросы в период с 2020 по 2030 гг. на 7.6% в год. Необходимо, чтобы все стороны ПС, особенно крупнейшие загрязнители, взяли на себя чёткие обязательства по снижению выбросов, поставили новые амбициозные цели. Важно ясно понимать, какие следующие шаги в области климата будут предпринимать все стороны соглашения; процесс пересмотра национальных обязательств (NDC) должен быть максимально прозрачным и привлекать все заинтересованные стороны. Государства должны поставить перед собой цели, которые основываются на быстром достижении сценария ограничения выбросов в 1.5 градуса, учитывают ключевую роль экосистем, включают анализ и компенсацию социальных и экономических рисков, исключают внедрение ложных решений. Помимо прочего, необходимо обеспечить абсолютную прозрачность учёта выбросов каждой страны, предотвращая двойной учёт. По словам Антониу Гутерреша, каждое государство, особенно ответственное за значительные выбросы парниковых газов, должно обновить NDC, разработать план по снижению эквивалента СО2 для отдельных секторов (строительство, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и стратегию достижения углеродной нейтральности к 2050.

«Мы должны, наконец, продемонстрировать, что мы серьезно настроены прекратить войну с природой – что у нас есть политическая воля достичь углеродного нейтралитета к 2050 году - заявил Гутерреш на церемонии открытия переговоров.

Россия стала одной из последних крупнейших стран-загрязнителей, ратифицировавших Парижское соглашение. Хотя государство подписало соглашение ещё в 2016 году, заявление о ратификации соглашения было сделано только в этом году на Климатическом саммите ООН в Нью-Йорке. Напомним, что национальные обязательства России остаются неизменными и, похоже, страна не планирует ставить перед собой более амбициозные цели. Былые планы уже фактически достигнуты: снизить выбросы на 20-15% от уровня 1990-го года. Однако, присоединившись к соглашению, России нужно будет поставить новую цель.

Российский Социально-экологический союз приветствует ратификацию Парижского соглашения Россией и призывает пересмотреть цель снижения выбросов до уровня 50% от 1990 года без учёта поглощения лесами. В Заявлении российских НПО к КС25 мы призываем Россию:

  • принять отдельную цель по поглощению углерода лесными экосистемами, включить в учёт поглощений неучтённые и неуправляемые леса, исключить из хозяйственного пользования малонарушенные и особо ценные территории;
  • немедленно принять национальную Стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года, включающий сценарий ограничения глобального повышения температуры планеты в рамках 1.5 градусов, скорейший уход от ископаемого топлива и не допускающий увеличение АЭС и плотинных ГЭС в энергобалансе страны;
  • принять федеральный закон о “Государственном регулировании выбросов...”, включающее обязательную отчетность компаний и регионов;
  • немедленно принять Национальный план адаптации с началом действий в 2020-м году; утвердить цели адаптации по секторам экономики и задачи для регионов;
  • включить климатические действия в показатели рейтингов губернаторов регионов.

Российский социально-экологический союз призывает Россию к реальным действиям в борьбе с климатическим кризисом, которые включают меры по снижению и контролю выбросов парниковых газов и меры адаптации. Существующий тренд на низкоуглеродные решения ставит под вопрос стабильность российской экономики, сильно зависящей от ископаемого топлива.

“Если Парижское соглашение лишь открывает нам перспективы работы в 2020-е годы, то банки, компании и города действуют на практике сейчас, причем воздействуют на всех окружающих (как инвесторы, покупатели, рыночные конкуренты и т.п.). Динамика последних лет показывает быстрый рост деятельности компаний и организаций, которая далеко выходит за рамки пиара и отражает реальную перестройку бизнеса под низкоуглеродный тренд и формат, согласующийся с ПС,” - говорит Алексей Кокорин, директор программы “Климат и энергетика” WWF России.

Тренд на низкоуглеродную экономику подтверждается реальными действиями. Например, Европейский инвестиционный банк прекращает финансирование проектов, связанных с ископаемым топливом, с 2021 года.

На КС-25 в качестве наблюдателей от неправительственных организаций присутствуют представители Климатического секретариата Российского социально-экологического союза. Мы будем информировать вас о ходе переговоров в течение следующих двух недель.