От школьных климатических планов к муниципальным

21 июня Климатический секретариат РСоЭС провел вебинар для членов РСоЭС – координаторов ШПИРЭ/SPARE (Школьный проект по рациональному использования ресурсов и энергии) на тему разработки климатических планов на местном уровне. В вебинаре приняли участие координаторы ШПИРЭ из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Архангельска, Калининграда, Уральского федерального округа, ХМАО-Югры, Нижнего Новгорода, Брянска, Иркутска, Владивостока).

Климатический план – это инструмент, с помощью которого можно комплексно рассмотреть и проанализировать проблемные с климатической точки зрения аспекты своего здания/офиса, района, спланировать и внедрить меры снижения своего влияния на климат, стать более энергоэффективными, повысить комфорт своей среды обитания и сэкономить на оплате счетов в будущем.

В 2015 году Россия наряду со всеми остальными странами мира подписала международное Парижское соглашение по климату, которое, в частности, предусматривает разработку национальных стратегий и планов низкоуглеродного развития, а также национальных планов адаптации к последствиям изменения климата. Но пока климатические действия национального уровня идут своим медленным чередом, особую значимость приобретают действия на региональном и местном уровне.

Климатические планы школ второй год подряд разрабатываются во всех перечисленных регионах-участниках вебинара. На вебинаре обсуждали достоинства и недостатки первых разработанных планов и делали выводы как улучшить работу. Среди климатических планов школ регионов есть планы, которые уже совершенствуются второй год подряд – в школе создан Экосовет, проводится мониторинг вводимых мер и совершенствуется планирование на следующий год и в долгосрочной перспективе – замена лампочек на светодиодные, утепление окон, стен, крыши, установка датчиков движения, аэраторов на краны - только некоторые из мер, которые школы вводят или собираются вводить. Климатический план обязательно учитывает, насколько уменьшатся выбросы углекислого газа при введении того или иного решения, а также просчитывает экономический эффект.

Важный аспект климатического плана учреждения – введение мер по ресурсосбережению – экологически дружественные закупки и обращение с отходами. Начинания в этом направлении уже есть. Производство любых товаров требует электроэнергии, которая вырабатывается при сжигании ископаемого топлива – природного газа, нефти, угля и сопровождается выбросами углекислого газа. Важно минимизировать использование первичных ресурсов, отказаться от одноразовых вещей, использовать ресурсы повторно, сдавать отходы в переработку. Особенно актуальна тема обращения с отходами становится в связи с тем, что с 1 января 2019 года в России начала действовать так называемая «мусорная реформа», предусматривающая развитие раздельного сбора отходов.

Следующий шаг – привлечение муниципалитетов к вопросам разработки и реализации климатических планов. Школы находятся на территории муниципалитетов, чем больше действующих лиц принимает участие в разработке климпланов, тем более продуктивной будет работа. Координаторы – участники вебинара обсудили пути усовершенствования работы по климпланам: как развивать направление ресурсосбережения, привлекать новые школы, новых партнеров. Конкурс «Энергия и среда обитания» по проекту ШПИРЭ 2019-2020 учебного года начнется в сентябре, участвовать может любая школа. 

Презентация:

А Крюкова, Е. Меринова.  Как разработать и реализовать климатический план школы? Ситуация с отходами.

Тип информации: