Как правительство Франции принимает климатические решения?

Любой орган власти при разработке стратегии своей работы руководствуется определённым набором знаний, и хорошо, когда учитывается мнение специалистов и научных сотрудников. Принимает ли во внимание правительство Франции передовые разработки? С созданием Высокого совета по климату экспертные знания стали более доступны для политиков.​

Высокий совет по климату был создан в 2018 г. под патронажем президента Эмманюэля Макрона и является независимым органом с собственным бюджетом. В совете работает 13 специалистов различной направленности: климатологи, социологи, юристы, экономисты. Часть экспертов входит в межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК). Каждый специалист выбирается на 5 лет среди кандидатур, предложенных самим Советом.

Главная задача Высокого совета – следить, как совершается энергетический переход во Франции для снижения выбросов парниковых газов.  Чтобы помочь правительству в осуществлении такого перехода, Совет публикует ежегодный отчёт о том, как можно его реализовать безболезненно для экономики и общества. Интересно, что документ публикуется не впустую, и правительство обязано в течение полугода выступить перед парламентом со своим мнением относительно предложенных мер. Если в отчёте содержатся упрёки по реализуемой политике, правительство должно отчитаться.

Что содержалось в первом отчёте? Как считают эксперты Высокого совета, Франция не справляется со своими амбициозными целями по переходу на безуглеродную экономику. Кроме того, при строительстве новых крупных объектов не учитывается воздействие на климат, а цели по достижению углеродной нейтральности поставлены не для всех отраслей. Необходима и оценка реальной стоимости выбросов, где должны быть приняты во внимание негативные последствия. Важный фактор, о котором политикам постоянно напоминают неправительственные организации: нужно учитывать социальную справедливость при энергетическом переходе. Высокий совет также оговаривает этот аспект в своём отчёте.

Правительство, ознакомившись с аналитикой, запросило дополнительные исследования: о влиянии принятия новых законов, импорта различных товаров и грузов из других стран на уровень выбросов парниковых газов страны, а также сравнительный анализ успехов Франции с другими странами. Эти дополнительные отчёты ещё не были изданы, но для изучения опыта были выбраны Германия и Великобритания. Хотя заказ тематических исследований – хороший знак, так как, по всей видимости, правительство заинтересовано в конкретных деталях энергетического перехода, но, по словам Оливье Фонтана, исполнительного директора организации, доклад оказался более интересным для неправительственных организаций, чем для госорганов. К сожалению, на данный момент не все министерства участвуют в разработке безуглеродной стратегии, только профильные. По мнению г-на Фонтана, это обязательное условие для быстрого достижения целей по снижению уровня выбросов парниковых газов.

Распространение знаний среди гражданского общества – традиционный элемент деятельности НПО и НКО, однако и сам Совет работает над экологическим просвещением и выпускает более короткую версию ежегодного отчёта, которую распространяют среди школ и университетов. Не только дети и молодые люди должны знать о нюансах, связанных с изменением климата. Отсутствие доступной информации тормозит энергетический переход. Например, во Франции многие граждане не знают о программе субсидирования для обновления жилого фонда, которая призвана повысить класс энергоэффективности зданий. Теплопотери домов – один из самых больших источников выбросов парниковых газов (19%) и уступает лишь транспорту (30%).  

Создание независимого специализированного органа и вовлечение в него ведущих экспертов – несомненно важный для борьбы с изменением климата и смелый шаг со стороны французских властей.  В то же время следует помнить, что Совет не в силах обязать правительство следовать подготовленным разработкам, что может поставить под угрозу эффективность всей работы. С момента публикации первого доклада прошло недостаточно времени, чтобы отследить, насколько правительство будет прислушиваться к рекомендациям. Несмотря на это, мы приветствуем учреждение Высокого совета и надеемся, что его работа будет эффективной и внесёт вклад в достижение Францией целей Парижского соглашения по климату. Будет здорово, если в России создадут похожий экспертный орган.

Поездка была организована экологическим правовым центом БЕЛЛОНА при поддержке Посольства Франции.

Тип информации: