РОССИЯ

Школьный проект рационального использования ресурсов и энергии
School project for application of resources and energy

Крупнейший в России образовательный проект для школьников и педагогов об изменении климата,
чистой энергии и окружающей среде, о простых мерах энергосбережения и энергоэффективности

Энергосбережение как стиль жизни: история развития проекта ШПИРЭ в гимназии №2 г. Владивостока

Автор: Передериева Елена Валентиновна, учитель биологии, экосоветник    гимназии №2 г. Владивостока. 

Может ли один человек повлиять на состояние окружающей среды во всем мире? Задумывались ли Вы над этим вопросом? Оказывается, это так! Применяя простые приемы в домашних условиях, действительно можно снизить уровень воздействия человека на природу.

Более десяти лет семьи наших гимназистов являются участниками всероссийского проекта ШПИРЭ.  Для многих из них энергосбережение стало частью стиля жизни.

Начало проекта

С проектом по сбережению энергии ШПИРЭ ученики Гимназии №2 г. Владивостока познакомились в 2008 году, впервые представив свои работы в краевом конкурсе «Энергия и среда обитания».

Энергосбережение – это удивительное пространство для творчества, сочетающее в себе основы многих наук: экологии, экономики, физики, химии, математики и многих других.

Необычные идеи можно оформить в виде плаката или буклета, исследовательской работы или настоящей энергосберегающей установки, применив при этом свои знания на практике, определяя количество сэкономленного топлива и углекислого газа, не допущенного в атмосферу. Лучшие работы учеников Гимназии на протяжении многих лет были представлены на открытом краевом конкурсе «Энергия и среда обитания». Авторы многих проектов были удостоены призовых мест на всероссийском этапе конкурса.

ШПИРЭ-школа

В 2009 году, в результате практических энергосберегающих действий семьи школьников определили свои энергозатраты в домашних условиях и нашли способы экономии электроэнергии.

Участники выполнили практическую работу, приуроченную к Международному Дню энергосбережения. По итогам проекта, около ста семей учеников смогли не допустить в атмосферу около 933 кг углекислого газа. За достижения в энергосбережении коллектив гимназии получил звание ШПИРЭ – школы.

Декада энергосбережения

Декада энергосбережения – яркое событие в жизни Гимназии, которое ежегодно вовлекает в практические действия по разумному использованию энергии новые семьи учеников.

Ежегодно в этом событии принимают участие около пятидесяти семей школьников 4-8 классов. В гимназии традиционно Декада начинается 11 ноября в День Энергосбережения. Эта социальная акция проводится уже более десяти лет.

В это время в школе проходят классные часы и социальные опросы на тему сбережения энергии. У учащихся есть возможность поделиться способами экономии энергии дома. Они представляют на эту тему рассказы или стихотворения.

Преподаватели гимназии во время Декады для своих классов проводят авторские уроки на темы, связанные с изменением климата и энергоэффективностью. Например, мною в разные годы проводились занятия: «Изменение климата», «Берегите энергию!», «Обычную квартиру превращаем в экодом!», «Климатический план». Я их разработала специально для Декады Энергосбережения.

Некоторые из этих занятий были представлены в виде открытых уроков на конкурсах профессионального мастерства и мастер-классах в городах Уссурийск и Владивосток.

Многое изменилось за прошедшее десятилетие. В первые годы участия в проекте опросы проводились в холле гимназии, а теперь это можно быстро сделать при помощи электронного приложения.

В 2010 и 2011 годах учащиеся Гимназии №2 проводили акции на Первореченской площади города Владивостока. Школьники раздавали жителям города флайеры на тему «Береги энергию!» С расширением возможностей общения в соцсетях, лучшие видеосюжеты размещаются на страничке гимназии в Инстаграм.

Плакаты об энергосбережении можно было увидеть на школьной выставке, а затем на выставке в Центре Детского творчества г. Владивостока.  Лучшие работы учеников на протяжении нескольких лет публиковались на карманных календарях, которые издаются АО ИПК «Дальпресс». Это всегда было предметом большой радости для семьи школьника-автора рисунка и педагогов.

Социальная активность

Школьники Гимназии делились своими идеями по экономии энергии в домашних условиях и использованию альтернативных источников энергии с широкой аудиторией. Это были выступления на семинарах и защиты проектов на конкурсах. 

Интервью с гимназистами-участниками проекта ШПИРЭ публиковались в СМИ (газета «Свежий ветер Приморья»). Волонтеры - старшеклассники гимназии проводили занятия по энергосбережению с младшими школьниками и дошкольниками в детском саду. Наши гимназисты были участниками Всероссийских акций «Энерголента» и «Час Земли».

Климатический план

С 2019 года в Гимназии появился Экосовет для создания Климатического плана, в который вошли учащиеся старших классов.

На семинарах, проведенных координатором проекта ШПИРЭ в ДФО (Чан Г.М.), школьники узнали о том, как провести простейший энергоаудит в гимназии и спланировали свою работу по разработке Климатического плана. Члены Экосовета разработали отдельную анкету для каждого направления Климатического плана: Экономия электроэнергии и тепла в помещениях; Утилизация ТБО; Осуществление закупок; Пользование транспортом; Переработка бумаги; Экономия воды.

В результате анкетирования  были найдены резервы для разумного использования энергии и ресурсов по каждому направлению. Эта информация послужила основой для написания шести проектов школьников в номинацию «Практическое энергосбережение» конкурса «Энергия и среда обитания» и составления Климатического плана гимназии. А для семей школьников были разработаны практические рекомендации по энергосбережению дома.

В течение ближайшего года  экосоветом запланировано уменьшение выбросов СО2 на 1200 кг в помещении гимназии и семьями учеников.

За много лет участия во всероссийском проекте ШПИРЭ, гимназия выпустила в  большую жизнь своих учеников, для которых энергосбережение стало повседневным стилем жизни. Возможно, кто-то из наших выпускников и в дальнейшем будет серьезно заниматься этой проблемой, перейдя от Климатического плана школы на уровень международного сотрудничества по предотвращению последствий глобального потепления в своей профессиональной сфере.

 

Тип информации: