Спасём ли климат, и если да, то как: в г. Катовице (Польша) открываются международные переговоры по климату в рамках ООН

2 декабря в г. Катовице (Польша) открывается очередной, 24-й раунд международных переговоров стран участников Рамочной конвенции об изменении климата, иначе называемый конференцией сторон КС-24 (или COP 24, conference of parties). В двухнедельном комплексе мероприятий примут участие делегации - тысячи переговорщиков, представляющих все страны ООН, а также главы государств и министры, ученые, общественные организации, представители бизнеса и многие другие.

 

 

Сейчас, через три года после подписания исторического Парижского соглашения, перед официальными переговорщиками в Польше стоят две ключевые задачи:

Во-первых, они должны прийти к согласию относительно так называемого «Парижского сборника правил» (Paris rulebook), который необходим для полного вступления в силу соглашения 1 января 2020 года – именно тогда заканчивается второй срок действия Киотского протокола, а Парижское соглашение должно официально «заработать». В 2016 году на конференции в Марракеше страны, воодушевленные стремительной ратификацией Парижского соглашения большинством стран, согласились завершить в 2018 году, в Катовице, работу над «наполнением» ПС  - прописать в нем четкие правила, механизмы работы. Это задача осложняется тем, что на данный момент переговорный текст представляет собой несколько сотен страниц, содержащих множество противоречащих друг другу пассажей.

Во-вторых, переговорщикам необходимо обеспечить разработку четкого плана работы до 2020 года по усилению коллективных обещаний, основанных на добровольных целях стран в области климатических действий, в первую очередь по снижению выбросов парниковых газов. Сейчас заявленных странами усилий категорически не хватает, а то, что есть на данный момент, ведет планету по траектории роста температуры на 3-4 градуса – это означает катастрофические последствия для большинства стран земного шара и «смертный приговор» многим наиболее уязвимым странам, особенно малым островным государствам. См. интерактивную карту последствий изменения климата при различных сценариях потепления.

Незадолго до КС-24 вышел Специальный доклад МГЭИК (Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата) о глобальном потеплении на 1,5 градуса, который рассматривает разницу между сценариями повышения глобальной температуры на 1,5 и на 2 градуса. Подготовка доклада была поручена МГЭИК еще в Париже в 2015 году, когда страны не могли договориться о максимальной величине повышения глобальной температуры, в рамках которой необходимо удержать потепление, и оставили общую цель «удержать рост глобальной средней температуры «намного ниже» 2 °C и «приложить усилия» для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C». Согласно выводам доклада, существует серьезная разница в последствиях между сценариями повышения глобальной температуры на 1,5 и на 2 градуса. Доклад говорит и о том, что удержание потепления в рамках 1,5 градусов еще возможно, но для этого критически необходимы неотложные радикальные по своему масштабу всеобщие действия по увеличению совокупного вклада в снижение выбросов парниковых газов, адаптацию к наблюдаемым и прогнозируемым изменениям климата и помощь в адаптации нуждающимся странам.

Также 22 ноября прошел первый Виртуальный климатический саммит, в котором приняло участие множество представителей и глав государств стран, наиболее уязвимых к последствиям изменения климата (все материалы форума доступны по ссылке выше). Многие страны впервые выступили с поддержкой необходимости неотложных климатических действий и сами заявили о готовности переходить на безуглеродный путь развития, на увеличение доли возобновляемых источников в энергобалансе стран. К сожалению, на форуме не было никого из представителей региона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.

Особое место занимают переговоры, касающиеся финансирования международных климатических действий, и именно с решениями в области финансов можно, по мнению многих общественных экспертов, оценивать успешность конференции. Для финансового обеспечения таких действий в рамках ООН создан Зеленый Климатический Фонд, официальный оператор зеленого климатического финансирования. Существует цель наполнить этот фонд к 2020 году на сумму 100 миллиардов долларов США, однако страны не стремятся делать заявлений относительно своих финансовых вкладов, и фонд на данный момент практически пуст, «проходит период перенаполнения». Общественные организации призывают страны усилить свои финансовые обязательства и согласиться на четкие правила финучета как способа добиться предсказуемости финансовой помощи. Эти правила должны содержаться в вышеупомянутом «парижском сборнике правил», и это наиболее острая часть переговоров.

Город Катовице – интересная площадка для переговоров о срочности климатических действий. Это столица Силезии - одного из исторически ключевых угольных регионов Польши. Пока польское руководство проявляет мало интереса к климатической повестке - оно предпочло сосредоточиться на вне-переговорной повестке на КС-24 по трем ключевым направлениям: «справедливый переход» (переход со старых добывающих отраслей на новые (ВИЭ и т.д.) без ущерба для занятого в этой сфере населения, электромобили и лесное хозяйство. Но общественные организации призывают польское руководство конференции сторон сфокусироваться на главных вопросах КС-24, проявить дипломатическое лидерство и усилить эффективность международного переговорного процесса.

Накануне Конференции сторон в Катовице российские неправительственные экологические организации и общественные объединения подготовили Заявление к конференции сторон по климату (COP 24) в Катовице. В Заявлении указывается важность усиления климатических действий в России – начиная с необходимости ратификации в 2019 г. Парижского Соглашения по климату, подписанного Президентом В.В. Путиным в 2015 г., а также необходимость усиления имеющихся целей по снижению выбросов парниковых газов до 2030 года на 35 - 40 % ниже уровня 1990 года без учета лесов. Также указывается на необходимость разработки и принятия в 2019 году Национального плана адаптации к изменениям климата, разработки региональных планов адаптации, и многое другое.

На КС-24 в статусе наблюдателей от общественности присуствует небольшая делегация представителей РСоЭС из Северо-Западного, Уральского и Центрального Федеральных округов РФ.

 

Тип информации: