Города для жизни – участие общественных активистов в городском развитии с учетом изменения климата

 21 декабря в Санкт-Петербурге прошел тренинг по общественному участию в развитии города в контексте изменения климата. Мы хотим жить в зеленых и удобных городах, дышать чистым воздухом и пить чистую воду. Изменение климата многое меняет в городской инфраструктуре. Как адаптировать городскую среду к новой ситуации и снизить негативное влияние города и горожан на климат – этот вопрос волнует и специалистов, и активистов общественных организаций, и обычных горожан.

Тренинг провели общественная организация «Друзья Балтики» и ООО Экоцентрум при экспертной поддержке Центра экспертиз ЭКОМ, и активном участии общественных организаций ЛАТИМ, «Велосипедизация Санкт-Петербурга» и молодежной группы Российского Социально-экологического союза. Тренинг прошел в рамках проекта «Города для жизни» инициированного международным движением 350.org. 

 Изменение климата уже ощущается в жизни города. Изменились погодные циклы, стали более длинными периоды летней жары и засухи или дождливые сезоны. Например, летом 2016 года нагрузка на ливневую канализацию Петербурга в некоторые дни превышала нормативы более чем в 4 раза. Усилились затопления и подтопления, проблемы с гололедом на дорогах, разрушение берегов залива; медики отмечают негативное влияние на здоровье длительных «волн» жары и холода. В то же время город сам вносит вклад в изменение климата за счет выбросов парниковых газов от транспорта и объектов энергетики, выделения метана свалками бытовых отходов.

Что можно сделать для того, чтобы город стал «дружественным» человеку и климату? Многие города мира идут по этому пути, уменьшая долю автомобильных перевозок за счет развития метро, трамваев, другого общественного транспорта, развивают зеленые зоны, специальным образом  укрепляют береговые зоны, переходят на энергоэффективные технологии строительства и производства и на чистые энергоисточники.

Для реализации таких решений, как, например, сохранение и создание новых зеленых зон, развитие общественного транспорта и велосипедного движения в городе, нужны изменения в основополагающие документы: Стратегию социально-экономического развития и генеральный План развития города. 

 Об этом шла речь на тренинге. С помощью эксперта активисты, заинтересованные в изменениях, учились, как детально обосновать вклад предлагаемых ими изменений в социально-экономическое развитие, как описывать территории, затрагиваемые этими изменениями, с какими специалистами дальше взаимодействовать, чтобы эти предложения были приняты во внимание при доработке Стратегии и Генплана. Рассматривались конкретные примеры – создание зеленых рекреационных зон («Общественных пространств») на побережье залива в городе Ломоносове и в Центральном районе на территории «Мытного двора», а также создание велосипедных дорожек в центре города и на южном побережье залива.

Санкт-Петербург - первый город в России, который разработал стратегию климатической адаптации. И в то же время у города есть большой резерв снижения выбросов парниковых газов за счет повышения энергоэффективности в зданиях, на транспорте, во всех областях жизни горожан. Многие города Европы и соседних стран, которые активно работают в этом направлении, подписали Соглашение мэров о климате и энергии. Среди них города Беларуси, Армении. Казахстана, Украины, Грузии, Таджикистана…

У Санкт-Петербурга есть шанс стать первым российским городом в климатическом Соглашении мэров.