Парижское соглашение: миссия 2018 | Российский Социально-экологический Союз

Парижское соглашение: миссия 2018

В Бонне (Германия) завершилась очередная сессия климатических переговоров ООН. По мнению представителей общественных экологических организаций, всем странам, в том числе и России, необходимо усилить климатическую деятельность: активнее снижать выбросы парниковых газов, внедрять низкоуглеродные технологии, адаптироваться к изменениям климата, помогать наиболее уязвимым странам.

Две недели участники переговоров из 184 стран работали над правилами реализации Парижского соглашения и обсуждали возможности пересмотра национальных целей по выбросам парниковых газов. Боннская конференция была промежуточной встречей, где не предполагалось принимать ничего значительного, но должны были появиться документы, которые станут основой для принятия решений на Конференции сторон - КС-24 в Катовице (Польша).

В Польше, в декабре 2018 г. «Книга правил» Парижского соглашения  должна быть утверждена на высшем уровне. Поскольку подготовить черновик для политиков во время боннской сессии не удалось, было принято решение о проведении дополнительного раунда переговоров в начале сентября в Бангкоке.

Сложность согласования свода правил Парижского соглашения в том, что все стороны должны договориться о единых правилах. При этом экономическая и социальная разница развитых и развивающихся  настолько огромна, что унифицировать подходы зачастую почти невозможно. Во время переговоров в Бонне удалось редакционно преобразовать текст «Книги правил», сократить его объем. Но в нынешнем виде документ не имеет единообразия, представляет собой компиляцию мнений стран, при этом к тексту добавились еще и «неформальные заметки».

Несмотря на то, что в Бонне был достигнут прогресс по нескольким  направлениям (к примеру, была сформулирована «дорожная карта» по сельскому хозяйству), острые политические разногласия снять не удалось, особенно по вопросам, касающимся финансирования. Одной из самых сложных тем, которые не дали серьезно продвинуться, оказалась «прозрачность выделения и расходования средств». Статья, которую еще называют «предсказуемость», предписывает развитым странам каждые два года пересматривать и сообщать о своих финансовых обязательствах развивающимся странам. 

Предполагается, что развитые страны должны до 2020 года собирать по 100 миллиардов долларов ежегодно на предотвращение изменения климата и адаптацию. При этом участие в Парижском соглашении не требует от стран принятия каких либо индивидуальных юридических обязательств – ни по деньгам, ни по снижению выбросов. «Необязательная обязанность» вносит смятение в климатический процесс и мешает сторонам прийти к консенсусу.

Одним из важных событий боннской встречи стал Таланойский Диалог, участники которого делились своими историями: презентовали идеи и демонстрировали решимость повышать амбиции по снижению выбросов парниковых газов. Отличительная черта боннского Диалога, в том, что с этой сессии к участию могут быть  допущены все вовлеченные участники климатического процесса  - и города, и регионы, и предприятия, и инвесторы, и неправительственные организации. «Диалог Таланоа предоставил широкую и реальную картину того, где мы находимся, и вывел разговор на новый уровень», - сказал президент  Конференции сторон в Катовице Михал Куртыка. 

Важным вопросом для многих стран, в том числе и для России, является обсуждение механизмов устойчивого развития – экономических инструментов выполнения климатических обязательств. По данным экспертов, в рамках выполнения Киотского протокола в России было выполнено около 100 проектов, принесших стране финансовую и экологическую пользу. В рамках Парижского соглашения стороны климатической конвенции должны в ближайшее время определиться с наиболее эффективными инструментами, которые позволят организовать действия по снижению выбросов и в индустриально развитых, и в развивающихся странах.

Cамым важным для климатических переговоров на протяжении многих лет является вопрос уровня амбициозности национальных планов по снижению парниковых газов (Nationally Determined Contributions, NDC). Дело в том, что нынешний уровень сокращений, за который страны взяли ответственность, ведет человечество к повышению температуры на 3-4 градуса, а для снижения климатического накала нужно не больше двух, а лучше – 1,5 градусов.

По мнению экспертов, существенная корректировка NDC в более амбициозную сторону возможна даже для развитых стран, таких как Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Южная Корея, Россия и др. Предпосылки для этого уже созрели.

На сегодняшний момент Парижское соглашение ратифицировали 176 стран.  Только США и Турция заявили о своем отказе от участия в соглашении по финансовым причинам. В числе стран, не ратифицировавших соглашение - Кыргызстан, Узбекистан, Иран, Ирак и Россия.

«Россия  не должна затягивать  процесс, необходимо ратифицировать Парижское соглашение уже в 2018 году. Для РФ высокотехнологическое и конкурентоспособное развитие экономики автоматически подразумевает снижение выбросов парниковых газов», – уверены представители Российского социально-экологического союза.

В своей Позиции они пишут: «Сейчас национальные цели стран по выбросам парниковых газов на 2030 год не следуют пути «2С».  - Для ограничения глобального потепления двумя градусами цели должны быть усилены на 20-30%. Национальные цели разрабатывались три года назад и за это время произошло немало изменений, в частности, дешевле стали ВИЭ, глобальные выбросы стабилизировались, начался отказ от угольной энергетики… Нашей стране необходимы активные действия адаптации к неизбежным изменениям климата. Декарбонизация экономики: замещение ископаемого топлива диверсифицированными возобновляемыми источниками энергии, меры энергоэффективности и высвобождение за счет этого ресурса «чистой энергии» - это путь в будущее и залог конкурентоспособного развития национальной экономики, это деньги для развития, которые лежат под ногами»...

Направления деятельности: