Тихий ход: в Бонне продолжаются климатические переговоры в рамках ООН

Первая неделя очередного раунда переговоров по климату в Бонне идет медленно, но верно: повестка принята, и течению переговорного процесса уже ничего не угрожает. По мнению ряда общественных экспертов, несмотря на то, что прогресс в области наполнения переговорных текстов по сравнению с отправной точкой составит процентов 10, нельзя не приветствовать само движение этого процесса в нужную сторону.

Найден даже компромисс по поводу усиления обязательств стран к 2020 году (времени начала действия Парижского соглашения): несмотря на отсутствие этого пункта в текущей повестке, его обещали включить в официальный текст решений конференции сторон. Это значит, что на следующей конференции, которая пройдет в Польше, в городе Катовице, в конце 2017 года, обсуждение этого пункта станет обязательным.

В сложном положении оказывается Фиджи, страна-председатель боннских переговоров. Стараясь сбалансировать запросы как развитых, так и развивающихся стран, Фиджи вынужденно задвигает на второй план наиболее актуальные темы – как для развивающихся стран в целом, так и для малых островных государств в частности. Это вопросы финансирования действий по адаптации, возмещения потерь и ущерба от последствия изменений климата, а также уже упомянутого усиления обязательств до 2020 года. Основной фокус направлен на вопрос снижения выбросов, так называемую «митигацию».

Некоторых наблюдателей от общественности, особенно международную сеть «Друзья Земли», очень беспокоит внезапное возвращение темы углеродных рынков в переговорное поле. За один день рабочий текст на эту тему значительно увеличился – переговорщики стремятся подготовить черновик к ближайшей субботе, чтобы передать его в специальный консультативный орган Конвенции по науке и технологии (SBSTA). SBSTA затем подготовит из него переговорный текст, который уже будет вплотную обсуждаться в Польше в следующем году.

«Друзья Земли» всегда выступали против углеродных рынков и решения климатического кризиса капиталистическими методами в целом как «неверного» решения проблемы изменения климата, как проблематичного с точки зрения как этики и климатической справедливости, так и основанного на массе ложных финансовых предпосылок. Из-за этого, говорят «Друзья Земли»,  до сих пор пока нет удачных примеров хорошо и долгосрочно функционирующих рынков углеродных единиц. Среди упомянутых «ложных предпосылок» также, например, попытка свести все к монетизации «немонетизируемых» вещей (например, оценку здоровья людей и экосистем). Помимо этого, недостаток финансирования на адаптацию, например, некоторые связывают с тем, что большие средства были направлены на развитие углеродных рынков, которые в итоге обвалились.

Первое официальное заявление со стороны России

7-го ноября было опубликовано заявление специального представителя Президента по вопросам климата, Александра Бедрицкого,  о позиции Российской Федерации к переговорам в Бонне.

В нем Россия подтверждает свою приверженность целям Парижского соглашения, а основной задачей Конференции сторон в заявлении названо «согласование конкретных параметров механизмов реализации Парижского соглашения, которое определит международный климатический режим на период после 2020 года». Цели России по снижению выбросов декларируются без изменений по сравнению с предыдущими годами: обеспечить уровень выбросов в размере «70–75% выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учёта роли лесов, их значимости для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним». При этом Российская Федерация обеспечит безусловное выполнение взятых на себя обязательств по снижению выбросов парниковых газов в 2020 году до уровня в 75% от базового 1990 года.» Надо полагать, что дальнейшая формулировка российских целей, касающаяся вопроса повышения амбициозности обязательств («любые последующие и дополнительные усилия должны определяться на основе ключевого принципа ПС «снизу вверх», с учётом специфических социально-экономических и природно-географических условий стран») означает, что представленные цели не планируется пересматривать в ближайшей перспективе.

В заявлении содержится прогрессивная мысль о важности рассмотрения вопросов, связанных с потерями и ущербом от изменения климата, а также с работой Варшавского международного механизма по потерям и ущербу. К сожалению, мы видим, что этим вопросам на переговорах в Бонне отводится минимум внимания, а Варшавский механизм испытывает трудности с финансированием и не в состоянии продолжать конструктивную работу.

В заявлении отмечено, что уже подготовлен комплекс мер, в результате реализации которого ожидается снижение энергоёмкости производства не менее чем на 2% в год, в первую очередь за счёт внедрения современных наилучших доступных технологий и модернизации устаревших технологий и оборудования в сфере производства, передачи и использования энергетических ресурсов.  

По словам О. Сеновой (Климатический секретариат Российского социально-экологического союза), эти намерения звучат обещающе, но, к сожалению, даже Госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.», принятая еще в 2010 году, выполняется крайне медленно, мы очень далеки до достижения ее далеко не амбициозных целей. Хочется надеяться, что очередные цели не превратятся в упущенные возможности.

В свое время Россия отказалась от перечисления средств в Адаптационный фонд в пользу двусторонней кооперации с Программой развития ООН. В заявлении уточняется, что «Российская Федерация, в рамках реализации своих политических заявлений, в апреле 2016 г. приняла на правительственном уровне решение о выделении 10 млн. долл. США для финансирования проектов ПРООН в области противодействия изменению климата в развивающихся странах. Эти средства перечисляются в Трастовый фонд Россия – ПРООН в целях развития, для поддержки инициатив в рамках «климатического окна». Также интересно отметить, что Россия выделила 800 тысяч долларов США Фиджи для проведения и участия в Конференции сторон в Бонне. Члены делегации Фиджи подтверждают, что их с Россией связывает долгая история кооперации. И что действительно, официальная фиджийская делегация –более 80 человек -  прилетела в Бонн за счет российского финансирования.

Международные наблюдатели «Друзей Земли» обеспокоены прозвучавшими заявлениями России и ряда других стран пост-советского пространства о желании перенести квоты с периода действия Киотского протокола на период после 2020 года. Это фактически означало бы возвращение идеи так называемого «горячего воздуха», когда стране не обязательно принимать какие-либо дополнительные усилия по снижению выбросов, а эти квоты могли бы быть использованы для торговли ими на рынках углеродных единиц. Судя по всему, даже в случае маловероятного разрешения использовать «горячий воздух», делать это странам будет довольно сложно. Правила функционирования и регулирования самих углеродных рынков – это еще большой вопрос, правила в процессе разработки, и пока не вполне ясно, как добиться их устойчивости.

Также интересно отметить, что основной целью участия России в Парижском соглашении являются «возможности для повышения конкурентоспособности российской экономики и отечественной продукции на мировом рынке.» Общественным организациям хотелось бы, чтобы, в духе устойчивого развития, внимание при разработке национальной климатической политики уделялось также и экологической, и социальной составляющим – то есть тем областям, последствия изменения климата в которых уже проявляются по всему миру и приводят к катастрофическим последствиям. Последствия для экономики России в связи с изменением климата, по словам министра Природных ресурсов РФ С. Донского, уже оцениваются в 30-60 миллиардов рублей в год. Мы надеемся, что в вопросе решения проблемы изменения климата будет использован комплексный подход.