На семинаре «Города для жизни» в Петербурге обсуждались идеи общественности для климатически-дружественных городов

30 сентября в рамках кампании «Города для жизни» прошел семинар, на котором собрались те, кто заинтересован в улучшении состояния окружающей среды и поддержке решений, которые помогут снизить влияние Санкт-Петербурга на изменение климата, а также адаптировать город к его последствиям. Были те, кто занимается городской окружающей средой по долгу службы, а также те городские энтузиасты, у кого есть конкретные идеи экопроектов и желание активно их воплощать. На семинаре были представители проекта ШПИРЭ (школьный проект рационального использования ресурсов и энергии), Климатической программы Российского социально-экологического союза, «Раздельного сбора», «Велосипедизации СПб», Сети зеленых университетов, ряда других экодвижений и инициатив, муниципалитетов и городских комитетов, а также гости-экологи из Великого Новгорода.

Кампания «Города для жизни» была инициирована в этом году климатическим движением 350.org, она посвящена общественному участию в создании и продвижении климатических стратегий и межсекторному сотрудничеству для воплощения в жизнь климатических планов как инструментов создания «городов для жизни». В Санкт-Петербурге содействие в проведении международной кампании оказывает общественная экологическая организация «Друзья Балтики», имеющая большой опыт работы в области изменения климата, продвижения энергоэффективности, образования школьников и взрослых по теме зеленого выбора и стиля жизни.

Многие решения для «городов для жизни» уже существуют: энергосбережение в домах, экологичный транспорт, экологически ответственное потребление (снижающее расход энергии и ресурсов), зеленые зоны и многое другое.
Более того, Петербург – передовой город России, у нас уже создана модельная климатическая стратегия, которая будет интегрирована в Стратегию социального и экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года. Помимо этого, готовится к принятию в 2018 году Генплан города. Также есть целый ряд госпрограмм, куда необходимо встроить стратегические аспекты, связанные с климатом. Стратегия – это документ, который будет обязательным для всех комитетов города. В нем будут прописаны аспекты, связанные с изменением климата и адаптацией, которые надо будет учитывать при разработке всех городских планов.

По словам заместителя председателя Комитета по природопользованию И. А. Серебрицкого, климатическая стратегия Санкт-Петербурга - это стратегия адаптации к последствиям изменения климата. Особенно актуальны проблемы, обусловленные особым положением Санкт-Петербурга на берегах Финского залива, на нулевой отметке от уровня моря, связанные с осадками, - это повышение уровня грунтовых и поверхностных вод, изменение режима ледовитости Финского залива. Все это воздействует на инфраструктуру города. В будущем Генплане учтены зоны подтопления и затопления от поверхностных источников. Вопросы адаптации инженерно-транспортных сетей, строительства и реконструкции зданий в меняющихся условиях имеют сейчас важнейшее значение для города.
Изменение климата провоцирует целую цепочку проблем. С увеличением смывов увеличивается и нагрузка на ливневую канализацию. 48% ливневки пока не очищается, а это оказывает большую нагрузку на Финский залив, т.к. смывается больше и биогенов, и тяжелых металлов и других вредных веществ. Острее встает необходимость информирования жителей о рисках и о том, как снизить вклад в загрязнение поверхностных вод.

По мнению представителя Комитета по здравоохранению Ю.В.Петрова, изменение климата - один из серьезных аспектов влияния на здоровье населения. За последние несколько лет первичная заболеваемость в городе выросла на 5%. Пока у ученых не хватает данных для того, чтобы провести корреляцию с изменениями климатологических параметров, требуются новые масштабные исследования. Несколько лет назад Петербург присоединился к международной программе Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города». Один из фокусов этой программы для Петербурга – борьба с пылью и с негативным влиянием на здоровье населения выбросов от автотранспорта и энергообъектов, сжигающих ископаемое топливо. Этот аспект объединяет проблемы здравоохранения и снижения воздействия на климат. Среди решений этой проблемы - энергосбережение, энергоэффективность, развитие альтернативной энергетики и экологически дружественного транспорта.

Например, повышение энергоэффективности зданий – это то, в чем могут участвовать сами горожане. И ресурс экономии энергии тут огромен. На семинаре обсуждались идеи пилотных проектов в многоэтажках (утепление, повышение эффективности теплоснабжения, экономия электричества), помогающие и продвигать конструктивные решения, и формировать поведенческие решения, и обмениваться лучшими практиками.
На семинаре была развернута выставка «Энергоэффективное здание», показывающая простые решения, доступные жителям или объединениям ТСЖ.

Проекты школьников на конкурсе ШПИРЭ «Энергия и среда обитания» тоже могут быть посвящены энергетическим решениям в городе, которые помогают снизить выбросы парниковых газов – начиная с простых решений для каждого человека, до более комплексных решений, которые можно использовать в школе или многоквартирном здании. Внедрению этих решений на уровне домов, то есть, товариществ собственников жилья, может помочь содействие муниципалитетов. Например, муниципальный совет муниципального образования Сенной округ поддерживает создание «микроячеек» - содружеств местных жителей (включая председателей ТСЖ), которых заботят не только их квартиры, но и развитие придомовых территорий, с целью внедрения зеленых решений в области энерго- и ресурсосбережения. Образование местных жителей в области простых решений для улучшения окружающей среды - один из приоритетов работы муниципалитета. В частности, при организации и поддержке Сенного округа и при активном участии "Друзей Балтики" уже несколько раз проходил проект "Экопатруль" - важный пример межсекторного сотрудничества, когда школьники, их родители и педагоги могли познакомиться с представителями ТСЖ домов округа и узнать о том, как используется энергия в домах, и какие существуют проблемы и решения в этой области, а также увидеть "энергетическое сердце" дома - его тепловой пункт.

Для продвижения экологических транспортных решений на местном уровне делается тоже очень многое – городское движение «Велосипедизация СПб» отстаивает права велосипедистов на свободу, безопасность и комфорт передвижения. В городе насчитывается больше велосипедов, чем автомобилей, а протяженность велодорожек в сто(!) раз меньше, чем автодорог. Необходимость развития велосипедной инфраструктуры обсуждается на уровне городской власти, но из-за проблем с финансированием многие возможности не реализуются. Однако есть многое, что можно сделать путем горизонтального сотрудничества простых граждан – активистов, малого бизнеса, простых велосипедистов. Например, можно развивать сеть «правильных», удобных велопарковок у кафе, гостиниц, бизнес-центров, можно проводить занятия по безопасной езде на велосипеде.

Нужно объединить усилия всех заинтересованных сторон для наилучшего внедрения зеленых решений для климата в городе. Уже есть шаги в этом направлении. В рамках тематических рабочих групп участники выделили основные проблемы, возможные решения и наличие необходимых ресурсов для их осуществления – для транспорта, энергетики, образования, системы управления отходами и др. Следующий шаг – создание единого, общего городского проекта. В конце октября пройдет тренинг для экоактивистов и всех, кто заинтересован в активной разработке и осуществлении такого проекта. Следите за новостями кампании «Города для жизни» в разделе новостей на сайте «Друзей Балтики» и в группе «Друзей Балтики» вКонтакте.